Р Е Ш Е Н И Е

«21» декабря  2021 года

Судья Нагатинского районного суда г. Москвы Акопян Г.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе  защитника ООО «Экосервистранс» Лошакова С.В. на постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве № 04/53-919/08/21 от 17 августа 2021 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Экосервистранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.15 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве № 04/53-919/08/21 от 17 августа 2021 по делу об административном правонарушении ООО «Экосервистранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно в том, что 16.09.2020  года, примерно в 14 часов 30 минут,  в ходе проверки, проводимой сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве на основании распоряжения № 146 от 16.09.2020 г., по адресу:   адрес, между д. 3 стр. 12 и д. 3 стр. 16, был выявлен гражданин адрес, который осуществлял трудовую деятельность в качестве официантки, не имея соответствующего документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности в городе Федерального  значения Москва.

В жалобе, поданной в районный суд, представитель ООО «Экосервистранс» фио просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить, указывая на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения, ООО «Экосервистранс» не было извещено о проведении проверки, не извещалось о явке в ОВМ для дачи объяснений, на составление протокола об административном правонарушении, не извещалось о дате рассмотрения дела, указанное  в постановлении по делу об  административном правонарушении  помещение, по адресу: адрес, между д. 3 стр. 12 и д. 3 стр. 16 на дату проверки, было предоставлено ООО «Вечерний Баку», а так же ООО «ПРЕМИУМГАЗ» по договорам подряда, которые осуществляли по указанному адресу строительные работы,  указанный в постановлении иностранный гражданин никогда не состоял  в трудовых отношениях с ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС», и не осуществлял трудовую деятельность в пользу ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС».

В судебном заседании защитник ООО «Экосервистранс» Лошаков С.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Также представила в суд копию распечатки с сайта «ПОЧТЫ РОССИИ» почтового идентификатора, в котором указывается, что организация ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС» извещение на составление протокола, а так же извещение на рассмотррение дела получило только 17.08.2021 года. Кроме того, представила скриншот с электронной почты о направлении в ОМК ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве ходатайства об отложении рассмотрении дела.

Заслушав объяснения защитника ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС» Лошакова С.В.,  изучив доводы жалобы,  и исследовав имеющиеся материалы по делу об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам:

Частью 1 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

В пункте 1 примечания к статье 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеется разъяснение о том, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии с частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до сумма прописью либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу положений статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии со статьей 67 ТК РФ, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вменяемого заявителю правонарушения, поскольку доказыванию подлежит фактический допуск данного лица к выполнению каких-либо работ в интересах предприятия с учетом пункта 1 примечания к статье 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании ч.4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с ч.4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Фе-дерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Таким образом, объективную сторону вменяемого ООО «Экосервистранс» правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно чч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ следует, что судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан проверить дело в полном объеме, в том числе в порядке ст. 26.11 КоАП РФ оценить представленные в дело доказательства, дать оценку всем доводам, указанным в жалобе.

При вынесении Постановления должностное лицо исходило из: определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.08.2021г.; протокола об административном правонарушении от 11.08.2021г. ЮАО №0047621; распоряжения о проведении проверки от 16.09.2020г. № 146; протокола осмотра территории от 16.09.2020г.; акта от 21.09.2020г. № 146; фотоматериала; рапорта сотрудника полиции от 16.09.2020г.; протокола об административном правонарушении от 16.09.2020г. № МС 414094; объяснения фио от 16.09.2020г.; фототаблицы; постановления судьи Чертановского районного суда города Москвы от 17.09.2020г. № 5-1910/2020; выписки из ЕГРЮЛ и иными материалами дела. 

Согласно ст.24.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

Согласно материалам дела, 11.08.2021 в отношении ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС»  составлен протокол по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ,  в отсутствие законного представителя юридического лица, который извещался должностным лицом  о месте и времени составления протокола надлежащим образом, заблаговременно, по юридическому адресу Общества.

Определением от 11.08.2021 года  рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении  ООО «ЭКОСЕРВИСТРАНС»  назначено на 17.08.2021 г.  в 15 часов 00 минут.

Копии указанных процессуальных документов направлены по адресу места нахождения юридического лица 11.08.2021 г.  в 19 часов 23 минут (ШПИ 11548762023647).

Заказная корреспонденция поступила на почтовое отделение адресата 13.08.2021 г.  в 18 часов 45 минуты,  и была вручена представителю  ООО «Экосервистранс»  17.08.2021 г.  в 10 часов 18 минут.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено 17.08.2021 года, в отсутствие представителя ООО «Экосервистранс».

Таким образом, учитывая, что материалы дела не содержат сведения о заблаговременном направлении извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а также сведений о том, что до времени рассмотрения дела Общество уклонялось от получения заказной корреспонденции, дело было рассмотрено в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, не извещенного надлежащим образом, заблаговременно, о месте и времени рассмотрения дела, что является существенным процессуальным нарушением, влекущим нарушение права на защиту, и является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за  нарушения миграционного законодательства составляет один год.

В силу положений п.6 ст.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего дела  по жалобе, срок привлечения к административной ответственности по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, истек, прихожу к выводу об отсутствии оснований для направления дела на новое рассмотрение должностному лицу административного органа и прекращении производства по делу,  в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника ООО «Экосервистранс»  — удовлетворить.

Постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве № 04/53-919/08/21 от 17 августа 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Экосервистранс»  – отменить, производство по делу прекратить  по основанию п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.

Судья                                                                                      Г.Ж. Акопян

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с подробной статьей адвоката об отмене штрафов по ст. 18.15 КоАП РФ

Спросите у адвоката

Если при изучении судебного акта у Вас возникли вопросы, Вам требуется комментарий или разъяснения от адвоката — оставьте заявку в форме ниже, позвоните нам или оставьте вопрос в комментариях. Первичная консультация бесплатная, юрист даст подробные разъяснения.

Адвокат Лошаков С.В
Лошаков Сергей
Ведущий адвокат коллегии
Сергей Валерьевич — действующий адвокат Московской коллегии адвокатов с обширной судебной практикой и большим опытом. Заполните заявку в форме обратной связи и получите бесплатную первичную консультацию специалиста.
Центральная коллегия адвокатов Москвы Закон и порядок
Задайте нам вопрос в комментариях