Узбекистан в полотнах

    Раздел: Новости Дата публикации: 1-02-2017, 05:54

     Узбекистан в полотнах

     

    О символизме, образе граната в своих картинах, о смысле жизни, своей музе и о предстоящих планах корреспонденту Sputnik рассказал Мухтархан Исанов, живописец, первым открывший Западу Узбекистан через свои полотна.

    После посещения мастерской этого художника остается приятное послевкусие от его завораживающих картин. А сам мастер производит впечатление скромного гения. Он первым уже в почти независимом Узбекистане организовал свою частную выставку за рубежом. И после этого западные ценители изобразительного искусства не забывали его уже никогда. Вот и сейчас работы Мухтархана Исанова имеют успех не только в Узбекистане, но и на Западе.

    Этот художник получил хорошее академическое образование, окончив отделение станковой живописи Ташкентского государственного театрально-художественного института. Многое ему дали занятия в мастерской выдающегося узбекского живописца и портретиста Рахима Ахмедова. Свой путь в изобразительном искусстве Исанов нашел, обратившись к традициям национального искусства, образам и легендам Востока.

    По мнению доктора искусствоведения Камолы Акиловой, сегодня Мухтар Исанов — художник, чей творческий почерк не спутаешь со стилем его многих коллег. Его работам свойственен декоративный плоскостный стиль, с яркой колористической гаммой, строящейся на контрасте цвета. Он не любит полутонов, он художник, который достаточно конкретен и в цвете, и в композиции, и в ритмике произведений. Все это находит отражение в его образах и мотивах, тематике его работ, живописной стилистике автора.

    В картинах узбекского мастера, всегда в той или иной степени тесно переплетаются правда и вымысел, философия и лирика Востока. В них подобрана очень впечатляющая, яркая цветовая гамма, что и делает его образы сугубо восточными. Восток чувствуется и легко угадывается во всех картинах автора, что объясняется и выбором самих образов, центральным из которых в творчестве Исанова стал гранат. Все это помогает художнику широко развернуть свои творческие возможности и сделать более притягательным мир красок, в котором он живет.

    Недавно Мухтархан Исанов закончил новый цикл картин, объединенных все той же одной общей темой Востока, которая с каждым разом раскрывается художником по-новому. Корреспондент Sputnik Узбекистан не упустил возможности побывать в творческой лаборатории художника и задать ему несколько вопросов.

    — Мухтархан-ака, что нового в ваших картинах на этот раз, какой Восток вы преподнесли своему зрителю?

    — Мне трудно отвечать на этот вопрос, наверное, как и любому другому художнику или вообще творческому человеку. Ведь в творчестве все строится на ощущениях, эмпиризме, здесь больше чувств, чем рассудка и логики. А такое всегда труднее объяснить, ты это просто чувствуешь и передаешь на полотне. В своих нынешних картинах я пришел к изображению новых форм и образов, новых мотивов, новых красок. Но в целом, конечно, не отошел и от ключевых и важных для меня тем и сюжетов, связанных с изображением женщины, граната и других символов. Я бы сказал, что все продолжает "вертеться" вокруг этих постоянных для меня образов с нанизыванием на них какого-то нового смысла и философии.

    Вот, например, одна из моих новых работ "Полная чаша зерен граната". У меня особое к ней отношение. Как и мои прежние картины, она тоже о женской красоте, к осмыслению которой на этот раз я подошел по-другому, с высоты своего теперешнего опыта и возраста, увидел в этом образе новые черты гармонии и женственности не только во внешних формах, но и внутреннем характере, которые пытался передать. И все это сопряжено опять-таки с философией граната.

    Эта тема любви и женской красоты находит свое продолжение и в других моих новых работах, таких как "Раздумье", "Вкус груши", но тут уже образы женщин немного постарше, когда красота приобретает совсем другие формы и очертания. Очень многое значат для меня и такие мои картины, как "Осень красных цветов", "Букет с петушками", "Грушевый сад бабушки Айши", "Утро пэри", "Поцелуй вкуса черешни". Я в них вложил много мыслей и чувств.

    Не менее интересно мне было работать и над картинами "Цветочная пэри", "Млечный путь", "Женский гап" и так далее. Всего за каких-то пару месяцев я создал немало полотен. Работал сутками и не мог остановиться. Вот также этот триптих, я дал ему символичное название "Ночь, день, вечность". Вы знаете, может быть здесь что-то и от блоковского "Ночь, улица, фонарь, аптека…". Хотя он поэт, конечно, а я художник. Разные формы передачи. На картине я изобразил красивых грациозных коней в совершенно разных ситуациях, когда они, вроде бы как и люди, о чем-то думают, к чему-то стремятся. А их вытянутые удлиненные формы говорят о легкости их движений, хороших помыслах.

    — Можно ли охарактеризовать то, что вы делаете в живописи, графике, как символизм?

    — Единого определения для своих работ у меня нет. Я не могу четко выделить в своем творчестве то или иное направление. В каждой моей картине есть и реальное, и нереальное, и абстрактное, и условное, то есть некий симбиоз всего того, что есть в живописи. Но превалируют, конечно, символы и образы, через которые я хочу донести до зрителя чувства и идею того, к чему я пришел и о чем думал. Поэтому мне кажется, что сейчас говорить о том, в каком направлении я работаю, будет неправильным. Пусть за меня скажут критики, это их дело определять, кто в каком жанре или направлении работает. А я творю так, как велит мне душа.

    Но могу еще отметить, что к такому я пришел не только в результате обучения в Ташкенте, но и после знакомства с работами, представленными в лучших галереях мира.

    — Во многих ваших картинах присутствует изображение граната. Что означает для вас этот символ?

    — Вы правы, гранат — это один из центральных и самых излюбленных моих символов. На Востоке гранат всегда был символом плодородия, изобилия, богатства. Я же пришел к этому символу в начале 1990-х годах, когда в общем-то и начиналась моя творческая деятельность. А произошло все так. Я увидел человека, продающего огромные, очень красивые гранаты. И это меня заставило призадуматься. С одной стороны, гранат имеет такую же круглую форму шара, как наша земля, то есть можно его отождествлять с нашей планетой. Еще мы сами как гранатовые зерна, то есть люди на этой земле. Вот так, постепенно от увиденного граната у меня развивалась эта тема и получилась целая серия работ.

    Несколько позже, когда лопнул Советский Союз, я представлял себе этот плод уже в расколотом виде и соответственно отождествлял рассыпанные его зерна с бывшими советскими республиками, которые также рассыпались из одного целого. Таким образом, я до сих пор продолжаю для себя философское осмысление происходящего через красоту граната. То его зерна собираю в какую-нибудь пирамиду, то рассыпаю их. Все это помогает мне глубже раскрывать ту или ли иную выбранную мной тему.

    — По всем вашим картинам сразу чувствуется, что вы истинно узбекский художник, национальные мотивы у которого всегда на первом плане…

    — Естественно, а как же иначе, здесь моя родина, во мне течет узбекская кровь, вокруг меня все родное, и мне все это очень дорого. Как бы я не одевался, что бы я не делал в искусстве, я буду писать по-узбекски. Я всегда буду представлять мою родную землю, где живу и творю. От этого никуда не денешься. Все, что у нас происходит с обретением независимости, дает нам богатую пищу для размышлений и творчества. Можно сказать, что у меня бесконечная серия работ, темы которых перекликаются и перетекают одна в другую.

    — А какие темы вы считаете для себя самыми главными?

    — Прежде всего, это окружающая нас жизнь, люди, их дела, наша прекрасная природа. Но хочу также сказать, что после выставки в прошлом году я многое пересмотрел в своем творчестве. Стало понятно, что надо вносить какие-то изменения во взглядах на те, или иные вещи, отображаемые образы, и цветовом решении, и композиционно. Надо было сделать так, чтобы предыдущие работы отличались от сегодняшних. Не все еще решено, поиск новых форм выразительности продолжается. Каждый раз я что-то делаю как в первый раз.

    — У вас есть очень интересная работа "Млечный путь". О чем эта картина?

    — Это мой автопортрет в образе вечного странника, скитальца, ищущего что-то в бесконечном космосе. Я не могу успокоиться. Сделав одну работу, я тут же хочу идти дальше.

    — У каждого художника должна быть муза, которая вдохновляет его на новые творческие подвиги. Кто ваша муза?

    — Женский образ, который вы видите (показывает на картину "Полная чаша зерен граната"), это портрет моей дочери Камиллы. Признаюсь, что во многих женских образах, созданных мной, вы видите ее портрет. И вот в этой картине "Рождение бабочки" тоже изображена она. Я бы сказал, что сейчас она — моя муза. Хочу сказать тем самым, что каждый человек строит свою пирамиду в жизни через эти рассыпанные зерна граната. И это все у меня, как некий оберег. Я иду сквозь века, через особую красоту Востока к дням сегодняшним.

    — Как вам удалось стать одним из первых узбекских художников, выставившихся на Западе? Ведь тогда мы были еще в составе Союза?

    — Это судьба, его величество случай. Мне просто повезло. Помню, это был 1990 год. И это была моя чуть ли не первая выставка, которая состоялась в Роттердаме в Нидерландах. На тот момент я только окончил институт и был еще аспирантом. Я до сих пор с упоением вспоминаю то время, ведь выставка прошла с большим успехом. Видеть представителя художественной школы Узбекистана для западников было тогда просто открытием. С тех пор я нацелился на создание таких картин, которые можно было бы обозначить лейблом "Сделано в Узбекистане". И я горжусь этим.

    — А в каких странах еще есть ваши работы?

    — Мои картины, скажу это без ложной скромности, хранятся в галереях и частных коллекциях в Германии, во Франции, в Голландии, Норвегии, Израиле и других странах.

    — Мухтархан-ака, а вообще, во сколько лет вы начали рисовать?

    — Очень рано, с четырех лет. Уже тогда я стал что-то придумывать, делать какие-то рисунки. Потом, мой дядя был профессиональным художником. Он и оказал определенное влияние на мой выбор профессии.

    — А о своем учителе Рахиме Ахмедове что можете сказать?

    — Это был большой художник, весьма значительная фигура в нашем изобразительном искусстве того времени. Он был великолепным живописцем, портретистом. Он учил нас не рисовать, а мыслить, думать, иметь свой авторский взгляд на то, что делаешь в живописи. Все это очень помогло мне в дальнейшем в определении моего пути, как профессионального художника.

    — О чем сейчас думаете?

    — Хорошо бы выставиться где-то за рубежом и представить всю палитру своего творчества. И хочется просто работать.

    Посещали ли инопланетяне человечество?

        Сторонники этой теории утверждают, что древние произведения искусства могут скрывать признаки того, что инопланетяне посещали человечество....

    Жизнь поэта Уильяма Блейка

        Крупнейший английский поэт, живописец и график, один из главных предшественников сюрреализма Уильям Блейк (1757-1827) был вторым из пяти детей торговца трикотажными изделиями, увлекшегося учением шведского мистика...

    Выставка работ Гейдара Алиева

        В Центре Гейдара Алиева состоялось открытие выставки работ одного из известных художников-авангардистов современности Джорджа Кондо под названием "Джордж Кондо. Избранное из личной коллекции"....

    Презентация новых книг

        Известный писатель провел творческие встречи, автограф-сессию и презентацию новых книг...

    Фестиваль "Традиции и современность"

        В Москве, в центральном выставочном зале Манеж прошел Х Международный фестиваль изобразительного искусства "Традиции и современность"....

    Выставка в Баку

        В июле в Баку пройдет выставка, посвященная 90-летию со дня рождения великого азербайджанского художника, основателя стиля сурового реализма в отечественном искусстве, лауреата Ордена Шохрет, обладателя серебряной...

    Рассказ пейзажиста Наталии Дяченко

        Молодая мама, коллектор и талантливая начинающая художница… О том, как все это удается совмещать «Херсонским вестям» рассказала пейзажист Наталия Дяченко....

    Выставка художника Нигяр Нариманбековой

        В центральной парижской галерее International Art Gallery, которая располагается в самом центре Парижа, в художественном квартале Village Suisse 3 марта состоится грандиозное открытие персональной выставки...

    Для чего нужен гранатовый песок

    Главные месторождения абразивного граната располагаются в Австралии, Индии и Южной Африке. Кубические кристаллы граната имеют угловато-округлую форму грануляции. Из-за большой твердости (7 — 8 Моос), связанной с их...

    Спасенные веронские картины показывают в Киеве

    В музее им. Ханенко (ул. Терещенковская, 15) представили 17 шедевров итальянской живописи, которые были спасены нашими пограничниками. Картины похитили год назад из музея в итальянской Вероне....

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика