Что такое татуировка? » Информационный и развлекательный портал

    Что такое татуировка?

    Раздел: Новости Дата публикации: 1-02-2017, 14:44

     Что такое татуировка?

     

    Интерес к такой вещи, как татуировка, теперь, в начале XXI в., в самых разных странах и среди представителей самых различных слоев общества, безусловно, заслуживает внимания социологов или психологов. Но что такое татуировка? Украшение? Сакральные изображения, призванные что-то там такое глубокомысленное символизировать? Или что-то еще? Откуда она взялась и какова ее история?

    Возможно, для многих будет откровением узнать, что изначально татуировка выполняла функцию... одежды! Поскольку с такого рода нательных рисунков и начинался, вероятно, многогранный мир костюма, его язык, и, в какой-то степени, его эстетика.

    Но для начала об истории слова. Словом "tattoo" Европа обязана Джеймсу Куку. В переводе с таитянского оно означало "рисунок", "знак".

    Искусство татуировки насчитывает около 6 тыс. лет, уходя корнями вглубь тысячелетий. Не так давно в Альпах был обнаружен человек Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 тыс. лет, на теле которого отчетливо видны следы тату. Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок на Алтае.

    В замерзших могилах, отнесенных учеными к 4 в. до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". На каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой.

    В книге исследователя в области истории тату Стива Гилберта приводятся данные, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки в качестве болеутоляющего средства.

    Обнаружены татуировки и на коже египетских мумий, датируемых IV тыс. до н.э. Разнообразию этих татуировок могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумию которой относят к периоду XXI Династии (2160-1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов.

    Любопытно, что различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием.

    Племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Кажется, едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти.

    Чаще всего татуировки наносились на лицо - оно ж всегда на виду. Поэтому и сегодня у многих народов лицо украшается в первую очередь. Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей.

    Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую используются в качестве личной подписи или отпечатков пальцев: еще в начале ХХ в., продавая свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

    У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами, связаны они и с т.н. "переходными" обрядами. У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Например, наносились девушкам до замужества.

    У представителей финно-угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Вероятно, тату здесь было исключительно женским искусством. Говорят, татуировка всегда оставалась тайной женщины: они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.

    Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

    Татуировка могла быть специфически "мужской" или "женской", как, например, у одного из племен в Индонезии, где татуированные ноги представительниц прекрасного пола выглядели, словно в ажурных чулках. В племени нага в Индии по татуировке можно было судить о принадлежности к определенному роду. Упоминается обычай татуировки и в самых древних сообщениях о многих народах Восточной и Юго- Восточной Азии, и в каждом случае она отличалась своим особым "языком".

    Любопытна выдержка из книги Мелвилла "Ому", в которой речь идет о татуировке местных жителей островов Юго-Восточной Азии и профессиональных специалистах по этой части: "Некоторые татуировщики, томясь по совершенству, нанимают за небольшую плату несколько человек самого низкого происхождения, простолюдинов, совершенно не заботящихся о внешности, и на них практикуются. После того как их спины безжалостно покрываются черновыми набросками и "холста" для художников больше не остается, люди получают расчет и на всю жизнь делаются объектами презрения своих соплеменников...".

    Кто бы мог подумать, что спустя века в Европе, в таких портах, как Лондон, Гамбург, Роттердам и др., начнут действовать особые заведения исключительно для обслуживания тех, кто жаждет быть татуированным по всем правилам. Клиенты здесь преимущественно моряки - именно эта публика извечно питала слабость к такого рода самообозначению.

    Своим возрождением в Европе после длительного неприятия со стороны церкви татуировка обязана капитану Куку, который в 1771 г. из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - "Великого Омаи", татуированного с головы до ног.

    Его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение тату: сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. Отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. Вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря".

    Но к концу XIX в. мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать татуированные американцы и европейцы.

    В это же время татуировка стала необычайно популярна в США. В 1891 г. американец Самюэль ОРейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло: татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Что касается самих изображений, то рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью: всю первую половину XX в. и Европа, и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых картинок.

    Любопытно, что татуировка в России в конце XIX - начале ХХ вв. являлась одним из символов аристократичности: тон в моде задавал императорский двор. Известно, что Николай II во время визита в Японию "приобрел" узор на теле в виде дракона. Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович.

    Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу сразила представителей света и богемы. Уже в 1906 г. в Санкт-Петербурге открывается первый салон художественной татуировки. Но дальнейшее развитие тату как вида искусства прекратилось после Октябрьского переворота: тату сразу попало в разряд буржуазных и вредоносных "пережитков царского режима".

    В советский период татуировка подверглась гонению в основном из-за сформировавшейся в 1910-1930 гг. мощной асоциальной прослойки (т.н. "воровского сообщества") с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики. Известно об узаконенном запрете татуировки, грозившем тюремным заключением в период в 30-е гг.

    Между прочим, в последующих уголовных кодексах запрет на татуировку в СССР отсутствует. Возможно, что такая трансформация отношения к татуировке произошла в период Великой Отечественной войны, и связано это с участием уголовного элемента в военных действиях в составе штрафбатов.

    Более того, с войны вернулось достаточное количество татуированных героев, и запрет на татуировку в СССР просто потерял свой смысл. Но дурной имидж прочно закрепился за татуировкой. Тем более что она несла в себе определенные сведения о "клиенте". Скажем, количество "церковных куполов" на груди соответствует числу попаданий в "зону".

    Количество отсидок можно определить по "перстням" на пальцах. "Погоны" на плечах с определенным количеством малых или больших звездочек говорят о ранге "авторитета".

    Пауки на коленях свидетельствуют о том, что обладатель татуировки ни перед кем не становился на колени. Череп, пронзенный кинжалом, - знак приговоренного к высшей мере наказания. Жук, запутавшийся в паутине, - закоренелый наркоман. Восьмиконечная звезда на ключице - знак отличия, "орден" вора в законе.

    А иные надписи, особенно аббревиатуры, могут быть расшифрованы только в данной среде. "ЛСКЧВ" - как понять? Оказывается, начальные буквы девиза: "Любит Свободу Как Чайка Воду". А "ЛЕТО" - "Люблю Ее Только Одну".

    Вот так татуировка из "одежды" для туземцев, из "языка" рода превратилась в некие "знаки отличия" не шибко законопослушных граждан.

    Во второй половине ХХ в. тату несколько раз оказывалось на острие моды. Новая эра началась в 50-60-е. Образцы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники.

    В 60-е клиентами салонов тату стали деятели рок-культуры и представители других неформальных сообществ. А молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Естественно, индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы. С конца 70-х началась организация конвенций-фестивалей современной татуировки, ставших логическим следствием развития культуры тату. Первая конвенция состоялась в Нью- Йорке в 1976 г.

    Сегодня клиент заходит в специализированное ателье, где ему предлагают альбомы, в которых диапазон татуировок весьма широк и разнообразен: от примитивных птичек и ящерок до отражений исторических событий, портретов королей и королев, фамильных гербов и девизов. Кстати, в альбоме татуировок, изданном в России в 20-е гг., были представлены в подавляющем большинстве татуировки на телах уголовников того периода.

    И заметим, что традиции некоторым образом сохраняются. Например, целующиеся голуби. На груди - орел, терзающий змею. На лопатках - черепа. На предплечье - русалка. На тыльной стороне руки - Солнце. На запястье - имя, год рождения или пресловутое "не забуду мать родную". Впрочем, в "каталоге" можно увидеть и батальные сцены, жанровые картины, и даже своеобразные репродукции, например, "Утро в сосновом лесу".

    Вероятно, над такими картинами трудились настоящие мастера татуировки. То ли дело теперь - выбирай узор, и современный умелец включает машинку, делающую три тысячи ударов в минуту. Раз-два - и "картинка" готова. А достижения в этой области готовы фиксировать в книге рекордов. Одна исполнительница стриптиза выиграла борьбу за право называться "самой разрисованной женщины планеты", а у подобного чемпиона- мужчины, на теле которого не осталось ни одного свободного от татуировки места, можно насчитать целых 5465 "вечных" рисунков.

    Посещали ли инопланетяне человечество?

        Сторонники этой теории утверждают, что древние произведения искусства могут скрывать признаки того, что инопланетяне посещали человечество....

    История скифов

        Степи Центральной Азии столетиями служили домом для многих кочевых народов. Племена скотоводов время от времени совершали набеги на соседние города. Первыми описал кочевников греческий ученый Геродот, живший в 5...

    Древние ящеры

        На протяжении многих веков люди в легендах и мифологии рассказывали о разного рода рептилиях, драконах и динозаврах, с которыми сталкивались их предки. Однако ведь из истории хорошо известно, что древние ящеры...

    Загадки острова Пасхи

        При упоминании этого острова обычно возникает ассоциация с огромными каменными идолами, установленными неизвестно кем, как, когда и зачем. Однако на небольшом клочке суши посреди безбрежного Тихого океана...

    Пропаганда азербайджанской национальной одежды

        В Баку состоялась торжественная презентация каталога преподавателя Государственной академии искусств, доктора философии по искусствоведению, модельера-дизайнера Гюльнары Халиловой, главная цель которого пропаганда...

    Загадочная цивилизация острова Пасхи

        Археологи изучили наконечники копий с острова Пасхи и пришли к выводу, что загадочная цивилизация, оставившая нам сотни каменных истуканов на этом острове, вряд ли могла исчезнуть в результате военного конфликта....

    Лучше перебдеть, чем недобдеть

        Мы все любим путешествовать. А за границей, как известно, у очень многих инстинкт самосохранения от эйфории из-за отпуска и смены впечатлений словно притупляется, и мы делаем вещи, которые дома никогда бы не...

    Многие наносят на свое тело тату

    Большинство людей, желающих сделать себе татуировку на голове, уже делали тату на других частях тела. Редко можно встретить человека, который предпочел бы сделать свою первую татуировку в этом месте. Однако, бывает всякое и...

    Художественная гимнастика - настоящее искусство

    Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч,...

    Святое место для любой женщины

    Многие из современных девушек и женщин не просто знают, что такое салон красоты, но и не раз в нём бывали. Такие салоны красоты предлагают посетителям широкий спектр услуг, от стрижки или укладки волос до солярия. Каждая женщина...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика