Секрет фарфора » Информационный и развлекательный портал

    Секрет фарфора

    Раздел: Новости Дата публикации: 3-02-2017, 08:39

     Секрет фарфора

     

    305 лет назад, в июне 1710 г., выпустила в свет свои первые изделия Мейсенская фарфоровая мануфактура. В том же году они были представлены на крупнейшей тогда ярмарке в Лейпциге. Вся Европа убедилась, что секрет фарфора раскрыт и владеет им Саксония.

    А началось все с того, что Август II Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши, взял под свою защиту алхимика Йоханна Фридриха Беттгера, который подвергался преследованиям со стороны Пруссии.

    Если бы не Август, европейские дворы еще долго завозили бы фарфор из Китая и Японии, платя огромные деньги голландцам- перекупщикам.

    Август был жизнелюб и страстный коллекционер - скупал везде, где только мог, разные диковинные вещи: образцы редких минералов, скульптуры, старинное оружие, чучела тропических птиц, часы, измерительные инструменты, картины итальянских, фламандских и нидерландских мастеров.

    Именно при Августе расцвела знаменитая Дрезденская картинная галерея. И именно его любви к роскоши мы обязаны появлением европейского фарфора.

    Что касается Иоганна Фридриха Беттгера, то когда ему стукнуло пятнадцать - а случилось это в 1696 г. - он приехал в Берлин учиться аптечному делу. Способный юноша много читал, и в основном книги по алхимии - путь к золоту казался ему надежнее растирания снадобий.

    А король Пруссии Фридрих I верил в алхимию и очень нуждался в деньгах. Используя родственные связи в Голландии, он в огромных количествах скупал восточный фарфор. И не только затем, чтобы угодить жене Софии- Шарлотте, которая уставила изделиями из фарфора целую комнату, а потом, за нехваткой места, стала вмуровывать их в стены - получился потрясающий фарфоровый кабинет во дворце Шарлоттенбург (его можно увидеть и сегодня).

    Важно было и другое: Фридрих I только недавно стал королем Пруссии и должен был вставить шпильку зазнайке Августу, тоже любителю фарфора. Фарфор же был на вес золота.

    Когда в 1701 г. по Берлину пополз слух, что опыты Беттгера якобы увенчались успехом, прусский король потребовал юношу ко двору. А поскольку незадолго до этого он приказал повесить за шарлатанство очередного придворного алхимика, Беттгер благоразумно не стал дожидаться высокого назначения и просто сбежал. Король назначил за поимку беглеца награду 1000 талеров (огромные деньги - а вдруг и впрямь добудет золото!).

    Но Беттгер бежал в саксонский город Виттенберг, а там его нашел Август. И, естественно, тут же заключил в тюрьму: золото было нужно ему самому. Саксония была богата, но содержать Польшу и устраивать вечный праздник жизни - никаких рудников не хватит.

    Первое в мире научное учреждение тюремного типа было изобретено вовсе не при Сталине, а при любвеобильном Августе II. Приговор Беттгеру звучал однозначно: золото или что-то равноценное.

    Алхимика переводили из крепости в крепость, иногда смягчая режим заключения, иногда выпуская к людям и даже принимая при дворе под вымышленным именем. Ну чем не секретный академик?

    Наблюдать за его работой был поставлен граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, математик, минеролог, владелец стекольного завода. У Беттгера была теория, что на конечной стадии создания философского камня, необходимого для производства золота, температура внутри тигля должна быть выше, чем та, которую в состоянии выдержать обычный глиняный сосуд.

    И он занялся опытами по созданию керамики, способной выдерживать высокие температуры. В 1705 г. сосуд, изготовленный Беттгером, увидел фон Чирнхауз. Постучал по нему - и обомлел. Керамика Беттгера по своим свойствам очень напоминала фарфор.

    Созданный материал впоследствии назвали красным (беттгеровским) фарфором. Он был цвета запекшейся крови. Еще одно его название - яшмовый. Он был тверд, поддавался шлифовке и гранению.

    Отныне все силы были брошены на фарфор. Август увеличил финансирование. Ему не надо было объяснять ценность фарфора: он вспоминал об этом каждый раз, покупая очередную китайскую вазу.

    Однажды в парикмахерской парик Беттгера посыпали пудрой, которая пошла комками. Каналья-цирюльник вместо дорогой французской пудры использовал белый порошок из глины, которую когда-то обнаружил купец Шнорр недалеко от Дрездена.

    "Шнорровская земля" по своим характеристикам оказалась не хуже китайского каолина. Добавляя кварц, алебастр, полевой шпат, Беттгер и фон Чирнхауз в Девичьей башне Дрездена создали белую фарфоровую массу. А в 1708 г. Чирнхауз умер от дизентерии.

    О победе же - первых изготовленных фарфоровых изделиях - в 1709 г. Августу доложил Беттгер. Все лавры достались ему. Так часто бывает в жизни: кто выжил, тот и прав.

    В начале следующего года Август издал указ о создании мануфактуры. Идеальным местом для секретного производства стал замок Альбрехтсбург в Мейсене, расположенный на высоком берегу Эльбы и выстроенный в готическом стиле.

    Все подвалы и этажи были отданы под фарфор. Администратором был назначен Беттгер. Август положил ему огромное жалованье. Но свободы не дал.

    Производство было объявлено строжайшей тайной, все поступающие на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь.

    Те, кто готовил фарфоровую массу, не знали, как работают печи, а кто занимался обжигом, не имел представления о сырье. Ну а три главных составляющих фарфоровой тайны (белая глина - каолин, добавки для плавкости и температура обжига) знали только три человека: сам Беттгер и два его помощника.

    За Беттгером всегда наблюдали, а если он выезжал в Дрезден, слежка усиливалась. И только в 1714 г., после того как мануфактура заработала без перебоев и на рынки Европы стал поступать драгоценный мейсенский фарфор, принося Августу II огромные барыши, Беттгера освободили. Но следили за ним до последнего дня - он умер в 1719 г. всего 37 лет от роду.

    Два великих наследника Беттгера - скульптор-модельер (кто создает формы будущего изделия) Иоганн Иоахим Кендлер и художник Иоганн Грегор Херальд, перенявший руководство, создали реальную славу Мейсену. Сервизы, фигуры, колокола, каминные плитки, даже надгробия - это все придумали они. Как и краски для росписи.

    Основание Мейсенской мануфактуры открыло новую страницу в истории европейского искусства. Мейсенский фарфор, как избранный, пока еще редкий и дорогой материал привлек в сферу своих пристрастий традиции культуры и фарфора Востока и художественные идеи и образы разных областей европейского искусства.

    В апреле 1723 г. было выпущено постановление, согласно которому все изделия мейсенской мануфактуры начали маркироваться специальным защитным знаком, в результате чего на мейсенском фарфоре появился подглазурный знак в виде трех букв KPM (Konigliche Porzellan Manufaktur), выполненных синим цветом.

    В период с 1756 по 1773 г. фирменный знак мейсенского фарфора выглядел несколько иначе, он представлял собой два перекрещенных клинка с точкой межу ними, специалисты называют этот период истории мейсенского фарфора "точечным периодом".

    Именно он ознаменовал движение мейсенского стиля к неоклассицизму. После "точечного периода" историки выделяют так называемый период Марколини, получивший свое название по имени графа Камилло Марколини, который стал во главе производства в 1774 г. и пробыл на посту директора фабрики вплоть до 1814 г.

    В этот период между скрещенными саблями на фирменном знаке вместо точки появилась звездочка. К сожалению, период Марколини закончился для фабрики плачевно.

    Производство вошло в глубокий кризис, долги предприятия росли. К счастью, полного краха удалось избежать, в производство был внедрен ряд новых технологий, дизайн мейсенского фарфора максимально стал отвечать духу и вкусам того времени, и постепенно дела фабрики снова пошли гору.

    Шедевры мейсенских мастеров всегда высоко ценились, экспортировались во многие уголки мира и, конечно же, мейсенский фарфор служил образцом для бесчисленных подделок. Но специалисты знают, как отличить подделку от настоящего Мейсенского фарфора.

    До середины XIX в. производство оставалось в Альбрехтсбурге. Потом был выстроен отдельный комплекс, который к нашему времени значительно разросся.

    Нынешнее фарфоровое производство - это конвейер с несколькими сотнями работников. Пальцы формовщика творят на вращающемся круге будущую цветочную вазу. Белая податливая масса напоминает тесто. Первый обжиг сырого фарфора совершается при температуре 900 градусов.

    Изделия в глиняных огнеупорных футлярах, похожих на шляпные коробки, загружают в огромную печь. После обжига объем фигуры уменьшается на одну шестую.

    Потом следует глазировка - покрытие затвердевшего произведения жидким слоем глянца. Второй обжиг - при температуре 1450 градусов. Затем наносятся декор и позолота - и опять обжиг.

    Самая сложная и трудоемкая работа - роспись красками. Из восьмисот работников мануфактуры почти половина - художники. В руке художника - тонкая кисточка, под рукой давнишнее приспособление мейсенцев - кожаная подушечка, чтобы не дрожала и не уставала рука.

    Второе приспособление - маленький деревянный кружочек на шпеньке: на нем чашку удобнее поворачивать и расписывать со всех сторон.

    Краски для росписи смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому почти триста лет. При росписи используется около 10 тысяч оттенков, которые хранятся в строжайшей тайне.

    На Мейсенской мануфактуре все делается вручную, потому изделия уникальны и стоят очень дорого. Самая простая чашечка - ?50. Большая многофигурная композиция - ?40 тысяч, а то и больше. На роспись одной вазы у мастера уходит до 120 часов.

    Есть на мануфактуре мастера-художники и формовщики, которые могут повторить любой из самых прославленных образцов прошлого, например, "Лебединый сервиз" Кендлера (а в нем больше двух тысяч предметов!).

    Во времена ГДР в кабинете директора висела фарфоровая "Сикстинская мадонна". Краски Рафаэля мейсенские мастера точно перенесли с полотна на фарфор. После обжига фарфоровая копия мадонны по цветовой гамме оказалась почти неотличима от оригинала.

    Кстати говоря, мейсенский фарфор во времена ГДР стоил на порядок меньше. Кто был в Дрездене, тот наверняка видел и панно "Шествие князей", созданное в начале прошлого века: 104 м длиной, 25 тысяч фарфоровых плиток, переживших, по счастью, страшную англо-американскую бомбардировку февраля 1945 г.

    Около пяти лет назад в Мейсене по старым образцам "отремонтировали" сервиз австрийских императоров Франца-Иосифа I и Елизаветы (Сиси). "Восстановить можно все, что когда-либо было сделано на мануфактуре с 1710 г., - говорит исполнительный директор доктор Кристиан Куртцке. - У нас производится около 175 тысяч типов фарфоровых предметов.

    В собрании - 800 тысяч моделей мейсенского фарфора разных периодов. Принятые к производству формы попадают в огромный архив, который занимает на мануфактуре большой четырехэтажный корпус.

    Гипсовые эталоны стоят там на полках в прохладном помещении, как книги в большой библиотеке: они имеют свои индексы и номера. И за каждым индексом - мастер, живший на свете сто, сто пятьдесят или двести лет назад".

    Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически не заметна. Доктор Куртцке - современный руководитель. Он считает своей задачей максимальную прибыль от деятельности мануфактуры. "Роскошь - это бренд, - говорит он. - За "голубые мечи" надо платить".

    И мы платим.

    Цепочка популярное украшение у представителей сильного пола

    Во все времена золото и изделия из него оценивались весьма дорого. Люди отдавали большие деньги за обладание каким-либо украшением из этого благородного металла. Знаменитая «золотая лихорадка» также оставила неизгладимый след в...

    Секреты Антонио Страдивари

        Антонио Страдивари считается величайшим в мире создателем струнных музыкальных инструментов. Его скрипки и альты и с годами не теряют чистоты звучания, на них играют самые известные исполнители. Сейчас эти...

    Что является символом Парижа?

        Что является символом Парижа? Эйфелева башня. А Франции? Наверное, Версаль. Некогда загородная королевская резиденция, ныне уже пригород французской столицы....

    Алюминий в нашей жизни

        В нашей жизни постоянно присутствует металл. Железо, медь, золото, серебро... Есть еще одни, но на него мы как-то мало обращаем внимания, хотя у любой хозяйки в хозяйстве найдется пара кастрюлек из этого металла....

    Удивительный замок в Варшаве

        Есть в Варшаве один удивительный замок, который в том виде, в каком существует, является если не одной из самых старых, то уж одной из самых интересных достопримечательностей столицы Польши. Интересной еще и по...

    Замок Гогенцоллернов

        Фантастичную картину можно увидеть ранним утром на вершине живописного холма, возвышающегося над на рекой Цоллерн, что в земле Баден-Вюртемберг, когда густой туман, словно белое пушистое одеяло окутывает древнюю...

    Искусство создания изделий из металлов

        Искусство создания изделий из металлов с эмалью было известно мастерам еще в далеком прошлом. Исторически и географически существует много техник по созданию этих поистине уникальных изделий....

    Призрак Белой дамы

        Призрак Белой дамы существует едва ли не во всех европейских странах. Первые упоминания о нем относятся к XIV—XV векам. Наиболее часто видеть его доводилось жителям Германии, но и другим европейцам «повезло»....

    «Левша» продает уникальные изделия из драгоценных металлов и камней

    Эксклюзивные ювелирные изделия всегда вызывали повышенный интерес у тех кто может ценить прекрасное. Найти такие изделия можно в ювелирной мастерской, получившей название «Левша». Мастера компании создают уникальные изделия из...

    Где можно встретить натяжные изолирующие подвески

    Подвески изолирующие необходимы для крепления проводов к линиям электропередач. Такая подвеска натяжная изолирующая может иметь несколько конфигураций. В частности, различают изделия, предназначенные для крепления алюминиевых...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика