Открытие синематографа

    Раздел: Новости Дата публикации: 3-02-2017, 08:41

     Открытие синематографа

     

    Конец ХIХ века ознаменовался величайшим открытием - мир узнал синематограф. Буквально сразу же новое (и недорогое) развлечение приобрело грандиозный размах: фильмы, пока еще короткометражные, демонстрировались везде, где только можно: в специальных временных павильонах, в помещениях театров, цирков и варьете и даже в жилых домах.

    Баку, будучи с конца ХIХ века одной из мировых столиц, всегда держал руку на пульсе моды и в нем тут же появлялось всякое европейское новшество: модные салоны, аптеки, гостиницы, казино и театры.

    И, конечно, театры-синематографы - так тогда именовались кинотеатры. Уже 2 августа 1898 г., через три года после премьеры братьев Люмьер, фотограф Александр Мишон, сняв с помощью привезенного им киноаппарата пожар на нефтепромысле в Бибиэйбате, а также нефтяной фонтан в Балаханах, впервые организовал сеанс синематографа в Баку.

    (Около века спустя этот день, согласно распоряжению национального лидера Гейдара Алиева, был объявлен Днем азербайджанского кино.) Так что бакинцы были в курсе нового развлечения.

    Об этом можно прочитать на страницах газеты "Каспий", где постоянно публиковались объявления о новых фильмах, о возможности купить или снять в аренду оборудование для производства и показа кинолент.

    Баку начала ХХ века - бурно развивающийся и богатый город, в котором концентрация предпринимателей, миллионщиков (так тогда называли миллионеров) и просто оборотистых товарищей была одной из самых высоких в мире.

    Естественно, что эти деятели быстро смекнули, насколько выгодно будет построить в городе специальное здание, в котором можно было бы показывать фильмы. Где строить - вопрос не возникал: конечно, на зарождающемся Приморском бульваре, в самом его центре.

    Было получено разрешение городского муниципалитета и строительство началось. Однако муниципалитет подумал-подумал - и отменил свое разрешение: городские власти посчитали, что новое здание будет мешать прогулкам горожан.

    Его благополучно снесли, а строительство перенесли в конец бульвара, который тянулся лишь до нынешней площади Азнефть и назвался Александровской набережной.

    Строящееся здание примыкало к амбарам, докам и пристаням компании "Кавказ и Меркурий" (будущий Каспар). Многим это соседство не нравилось. Однако в 1910 г. здание было возведено. В "Каспии" тех лет можно прочитать объявление, в котором сообщалось, что новый театр-синематограф под названием "Феномен" выстроен по проекту гражданского инженера И.К.Плошко (польского архитектора, очень плодотворно работавшего в Баку) и обошелся заказчикам строительства в 60 тысяч рублей.

    Плошко назвал этот стиль "Французский ренессанс". (Кстати, во многих статьях его почему-то называют "поздним барокко".) Снаружи театр очень органично украсили четыре скульптуры древнегреческих богов: Меркурия, Бахуса, Посейдона и Афродиты - две спереди и две по бокам.

    Здание получилось невероятно изящным и стало украшением города. Это был самый большой в городе синематограф, да еще и оснащенный самым современным техническим оборудованием.

    Размеры зрительного зала - 24 м в длину, 11 м в ширину и 10 м в высоту. Партер был на 400 мест, там стояли удобные кресла, имелись хоры и 7 лож, две из которых были бесплатными и предназначались для градоначальника и членов городской управы. На хорах и в пяти ложах могли поместиться еще 56 человек.

    Т.к. синематограф строился для изысканной публики, скамеек в нем не было вообще, а стулья были расставлены свободно, с несколькими проходами для удобства публики. Места были первого, второго и третьего "разряда". Наверху имелись три веранды для буфета.

    Вход на верхнюю веранду был бесплатным только для держателей мест первого и второго "разрядов", остальные должны были заплатить за вход 20 копеек.

    Экран синематографа был также самым большим из всех синематографов города тех лет: 6,5 на 5 м.

    Но даже не размерами было знаменито это здание. В нем впервые в Баку была применена система вентиляции - для вытягивания, как писал "Каспий", "испорченного воздуха из помещения и замены этого воздуха летом - холодным, а зимой теплым" каждые четверть часа. До этого ни в одном общественном здании принудительной вентиляции не существовало.

    Поначалу по проекту была запланирована вытяжная вентиляция, но она поднимала пыль и была признана вредной для здоровья. Поэтому было решено вентилировать "Феномен" путем "накачивания воздуха в зал после пропуска его через озонатор, охлаждающие каналы и фильтр".

    Однако буквально в первые же дни, когда публика начала валом валить в новый театр, выяснилось, что этой вентиляции недостаточно, и было решено "утроить обмен воздуха, поставив вместо односилового мотора трехсильный", о чем писал в газете "Каспий" 18 июня 1910 г. сам И.Плошко в ответ на критические замечания в заметке, опубликованной в той же газете днем ранее.

    Кроме критики, кстати, в заметке упоминалось, что "снаружи здание, действительно, представляет весьма красивую постройку. При входе сразу же бросается в глаза комфортабельная обстановка и сравнительная чистота". Формулировка "сравнительная чистота" - комплимент, конечно, сомнительный, но тем не менее...

    Первым, кто арендовал театр-синематограф "Феномен", был М.Гофман. Кстати, арендная плата за землю составляла на первые семь лет 3,500 рублей в год, в дальнейшем аренда могла быть продлена решением городского управления или здание должно было перейти в собственность города.

    Этого так и не произошло, и понятно, почему - наступил октябрь 1917 г. А пока роковой год не наступил, планировалось расширить здание за счет пристройки сзади, для чего нужно было испросить разрешения у городских властей.

    Но этого тоже не произошло. А вот доки и пристань "Кавказа и Меркурия" были снесены - слишком неуместным было такое соседство с роскошным зданием, в котором, кстати, демонстрировались в основном фильмы так называемого "первого экрана" - чтобы не совпадать с репертуаром других синематографов города.

    Помимо показа фильмов, планировалось сдавать помещения театра для спектаклей - несмотря на небольшую сцену. Кроме этого в помещении театра работало казино. А злые языки - уже в наше время - утверждали, что кроме казино в здании работал и публичный дом с кокотками из самого Парижа. Мол, на это указывали красные фонари в окнах. Ну, и слухи, конечно. Но подтвержденных данных об этом нет: Баку это вам все-таки не Амстердам...

    В качестве театра-синематографа и казино "Феномен" прослужил до 1921 г., т.е. использовался по прямому назначению даже после смены власти. В 1921 г. в здании были осуществлены реставрационные работы, проведенные по проекту инженера Зивербека Ахмедбекова. После чего в "Феномене" разместился рабочий театр "Сатирагит".

    А дальше в легендарном здании чего только не было! Театр Юного зрителя, Бакинский тюркский рабочий театр и Театр музыкальной комедии, кинопрокат, кинотеатр повторного фильма "Оборона" - с конца 40-х и до 50-х гг. Знаменитая система вентиляции уже не работала, зал был душным и малопосещаемым.

    В 1952 г. в здании бывшего "Феномена" был открыт Азербайджанский государственный сельскохозяйственный музей им. В.И. Ленина. Наряду с обычной музейной экспозицией, здесь также проводились лекции и демонстрировались фильмы на сельскохозяйственные темы.

    Говорили даже, что это было чуть ли не сельхозпавильоном ВДНХ. К этому времени четыре скульптуры, поставленные Плошко, были убраны и вместо них перед зданием на отдельном постаменте поставили чабана и доярку.

    В бывшем "Феномене" одно время даже базировался Государственный театр песни народного артиста СССР Рашида Бейбутова, самый первый, кстати, в СССР Театр песни.

    Наконец в апреле 1964 г. здание было передано в распоряжение Азербайджанского государственного театра кукол им. Абдуллы Шаига, который до этого времени не имел постоянного собственного помещения. 20 сентября того же года премьерой сказки-пьесы Мирварид Дильбази "Гейчяк Фатма" началась новая веха в истории легендарного здания.

    В конце 80-х в кукольном уже театре начался капремонт. Было решено восстановить с максимальной точностью исторический облик фасада, который в результате ремонтов, перестроек и переделок был основательно подпорчен. Решено было даже вернуть на место скульптуры.

    Правда, тематика их была изменена: вместо Посейдона и Меркурия поставили более подходящие по смыслу Мельпомену и Терпсихору. Вполне в духе древних греков - т.е. в обнаженном виде. Ничего удивительного или необычного в этом не было - подобные скульптуры украшали и украшают многие бакинские здания.

    А вот в наше, гораздо более просвещенное время, некоторые градоначальники (не будем называть имен) как-то очень сильно озаботились нравственностью бакинцев и решили стать святее Папы Римского - скульптуры были убраны. Мотивировалось это вполне невинно: они, дескать, свет загораживают. Да и обветшали.

    После ядовитых публикаций в прессе, где рядом были опубликованы фото витрин магазинов, где преспокойно красуются голые манекены, скульптуры были возвращены. Но их одели! Ну что ж, Микеланджело в свое время тоже заставили прикрыть "неприличные места" его фигур на фресках в Сикстинской капелле.

    Но то - менталитет жителей XVI века, а у нас, кажется, XXI на дворе... Впрочем, даже одетых фигур вы сейчас в декоре фасада Театра кукол не найдете - их убрали перед очередной реставрацией 2007 г.

    Зато найдете черепа. И это - одна из самых жгучих тайн, связанных с историей зданием. Потому что наличие черепов коров на здании синематографа довольно сложно объяснить. Да, этот элемент был свойственен античным временам, он активно используется в магии и оккультизме.

    Идет это еще с языческих времен, когда черепами коров украшались дома, заборы, межевые знаки. Корова считалась праматерью людей и являлась священным животным - очертания черепа коровы в точности повторяют очертания репродуктивных органов женщины.

    Использование коровьего черепа в магии является очень мощным и эффективным средством для достижения определенных целей - как добрых, так и злых.

    Но чаще всего черепа коров использовались для защиты. Какое Место Силы скрывается под Театром кукол или рядом с ним? От кого и почему его нужно защищать? Знал ли что- нибудь Иосиф Плошко о магических обрядах или просто использовал античный мотив? На эти вопросы ответов нет...

    История Комсомольской площади

        Комсомольскую площадь в Москве чаще именуют площадью трех вокзалов. Здесь одно из самых злачных и криминальных мест в столице, где собираются жулики всех мастей, бомжи, проститутки, попрошайки. Не исключено, что...

    Выставка работ Гейдара Алиева

        В Центре Гейдара Алиева состоялось открытие выставки работ одного из известных художников-авангардистов современности Джорджа Кондо под названием "Джордж Кондо. Избранное из личной коллекции"....

    Архитектурные стили Баку

        Баку вобрал в себя огромное количество самых разных архитектурных стилей. Которые удивительным образом не только не создают трудно удобоваримый винегрет, а, наоборот, - придают городу цельность и естественность....

    Интервью с Алексеем Бородиным

        75-летие — дата солидная, однако Алексей Бородин встречает юбилей в таком ритме, что молодая команда за ним еле поспевает: в Российском академическом молодежном театре, которым он руководит больше 35 лет,...

    Как появились в Баку лютеране?

        Баку, как известно, город интернациональный. И толерантный в вопросах веры. А это подразумевает наличие храмов совершенно разных конфессий. В их числе есть и Церковь Спасителя или Лютеранская кирха....

    Выставка художника Нигяр Нариманбековой

        В центральной парижской галерее International Art Gallery, которая располагается в самом центре Парижа, в художественном квартале Village Suisse 3 марта состоится грандиозное открытие персональной выставки...

    Нефтяные богатства Азербайджана

        Своим неповторимым обликом наш город обязан целому комплексу разнообразных факторов. Прежде всего это, конечно, нефть....

    Открытие бакинского участка Закавказской железной дороги

        Баку, как известно, издревле расположен на пересечении торговых путей - морских и сухопутных. Поэтому неудивительно, что когда стали появляться железные дороги, в Баку был построен железнодорожный вокзал. Однако не...

    Канал Грибоедова в Петербурге

        Сегодня мы совершим с вами одно весьма необычное путешествие. Оно будет проходить вдоль всего одной улицы. Речь идет о канале Грибоедова в Петербурге. Эта улица достойна такого пристального внимания, потому что...

    Городские нововведения

        Человек так устроен, что всегда с трудом принимает какие-то изменения и новшества, если привык к чему-то другому - старому, доброму и милому. Это же касается и городских нововведений, новых построек и проектов....

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика