Русская матрешка » Информационный и развлекательный портал

    Русская матрешка

    Раздел: Новости Дата публикации: 3-02-2017, 09:08

     Русская матрешка

     

    Один из самых популярных сувениров нашей эпохи - это русская матрешка. Ее можно найти даже в сувенирных лавках Ичери Шехер.

    Отсюда вывод: матрешка уже давно перестала быть чисто русской игрушкой и получила неофициальный статус международной.

    Однако интересно было бы узнать, когда и где впервые появилась матрешка, кто ее придумал? Почему эта раскладная игрушка называется "матрешка"? Что собой символизирует?

    Наверное, для многих будет настоящим открытием, что матрешка изначально - далеко не русская игрушка, а... японская! Но началась эта история в мастерской-магазине "Детское воспитание", принадлежавшей семейству А.И. Мамонтова (брата знаменитого на весь мир промышленника и мецената Саввы Мамонтова).

    Считается, что жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, с острова Хонсю, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю.

    В России она получила название Фукурума. Любопытно, что в японском языке такого слова не существует. Скорее всего, название Фукурума - уже российская версия имени японского бога.

    Игрушечная фигурка была с интересным секретом. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.

    Красивый божок восхитил известного художника-модерниста Сергея Малютина. Для реализации своей идеи он привлек токаря Василия Петровича Звездочкина, потомственного игрушечника. Малютин попросил мастера изготовить небольшую деревянную болванку, которую Малютин тут же расписал.

    Перед глазами Зведочкина предстала маленькая кругленькая девушка в простом крестьянском сарафане с петухом в руках. Она состояла из двух половинок, внутри которых была все та же барышня, но уже меньших размеров.

    Всего их было восемь штук, причем каждая из них держала в руках другой предмет. Там были и серп для жатвы, и корзинка, и кувшин. Интересно, что последняя фигурка изображала спеленатого младенца.

    Однако историки-биографы, которые изучали деятельность Малютина, довольно скептически относятся к этой красивой легенде.

    Русская матрешка, картинки которой (хотя бы эскизно) не найдены в наследии художника, не могла быть придумана за секунду. А для общения с токарем нужны были наброски и чертежи.

    Существует, однако, вероятность, что фигурку действительно расписывал Сергей Малютин. Потому что в то время он активно сотрудничал с издательством Мамонтова и занимался иллюстрациями к детским книгам.

    Иными словами, эти два человека находились в одно время довольно близко друг от друга. Тем не менее достоверной версии, когда придумал русскую матрешку умелец Василий Звездочкин, все же нет. Известно лишь, что кукла не имеет древних корней.

    О точной дате появления матрешки исследователь И. Сотникова пишет следующее: "...иногда появление матрешки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы.

    В одном из таких отчетов за 1911 г. Н.Д. Бартрам пишет о том, что матрешка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 г. в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрешка была создана 20 лет назад.

    То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец XIX в., хотя есть упоминание и 1900 г., когда матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на ее изготовление".

    Василий Звездочкин утверждал, что первоначально сделал две матрешки: трех- и шестиместную. В Музее же игрушки в Сергиевом Посаде хранится восьмиместная матрешка, которая считается первой: та самая круглолицая девушка в сарафане, переднике, платочке в цветочек, которая держит в руке черного петуха. За ней следуют три сестренки, братишка, еще две сестренки и младенец. Очень часто утверждается, что кукол было не восемь, а семь.

    Как бы там ни было, но в образе матрешки есть очень глубокий смысл. Чтобы его понять, нужно вернуться к фигурке японского бога Фукурокудзю и выяснить, что представляет собой этот божок в японской мифологии.

    Древние мудрецы считали, что человек имеет семь тел: физическое, эфирное, астральное, космическое, нирванное, ментальное и духовное. Более того, каждому состоянию тела соответствовал свой бог. Исходя из этого учения, неизвестный японский зодчий сделал свою фигурку именно "семиместной".

    Вроде бы, полное сходство с известными нам образцами русской матрешки? Действительно, а не из таких ли побуждений исходил сам Звездочкин и другие мастера, создавая эту удивительную куклу? Может быть, они хотели показать разносторонность исконно русской женщины, которой любая работа по плечу?

    Достаточно вспомнить разные предметы, которые держит в руках каждая русская матрешка. История для детей была бы весьма поучительной. Но эта версия маловероятна. Потому что сам мастер Звездочкин никогда в своей жизни не вспоминал никаких японских богов, тем более с такими сложными названиями.

    Ну и совсем не вяжется с японским прототипом последующая большая "вложенность" русских матрешек. Количество внутренних кукол измерялось десятками. Так что история с семью телами японского бога, скорее всего, просто красивая легенда.

    И все же в восточной мифологии есть еще один персонаж, потомком которого могла стать русская матрешка. Это монах Дарума, аналог известного из китайского фольклора персонажа Бодхидхарма - основателя знаменитого монастыря Шаолинь.

    По древней японской легенде Дарума решил достичь совершенства, погружаясь в медитацию. На протяжении 9 лет он смотрел на стену, не отрывая взгляда, однако вскоре понял, что просто спит.

    И тогда Дарума срезал ножом свои веки, бросив их на землю. А еще спустя немного времени у монаха от долго сидения в одной позе отнялись руки и ноги. Именно поэтому фигурки с его изображением делали безрукими и безногими.

    Однако гипотеза возникновения российской куклы по образу Дарумы весьма несовершенна. Причина кроется на поверхности. Дело в том, что кукла Дарума неразборная и сделана наподобие нашей неваляшки. Поэтому, хоть мы и видим, что обычаи похожи, истории происхождения обеих кукол явно разнятся.

    Интересное поверье связано и с глазами Дарумы. Их обычно изображают на кукле очень большими и без зрачков. Японцы покупают эти фигурки и загадывают желание, чтобы оно обязательно исполнилось.

    При этом символично раскрашивая один глаз. Через год, если желание исполняется, кукле "открывают" и второй глаз. В противном случае фигурку просто относят в храм, из которого ее принесли.

    Отчего же столько внимания древним японским поверьям? Ответ прост. Мало того что фото матрешки показывает нам сходство с японскими фигурками, так еще и с ней проводятся похожие ритуалы. Считается, что если вложить внутрь куклы записку с желанием, то оно непременно сбудется.

    Интересен и тот факт, что качество исполнения желания напрямую зависит от художественной сложности матрешки. Чем большей "вложенностью" обладает матрешка, и чем искусней она разрисована яркими красками, тем выше шансы загадавшего получить сокровенное.

    Кстати, история возникновения разборных кукол уходит своими корнями именно в российское прошлое. Еще в Древней Руси были известны так называемые писанки - художественно раскрашенные пасхальные яйца из дерева. Иногда их делали полыми внутри и закладывали туда меньшее по размеру яйцо.

    Похоже, что именно эти писанки становились незаменимыми атрибутами в русских народных сказках, где смерть Кащея обязательно находилась в яйце, яйцо в утке и так далее.

    Не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: "Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше".

    Странно осознавать, что русская матрешка окутана столькими легендами относительно своего происхождения, при этом снискала небывалое признание как символ именно русского народного искусства.

    Однако это действительно так. Что лишний раз доказывает: кто бы ни сделал матрешку и чем бы он ни руководствовался при этом, этот человек (или группа мастеров) смогли задеть людей за живое. Ведь только то, что очень нравится и постоянно на слуху, обрастает таким количеством сказочных предположений.

    Но вернемся к истории. Мамонтову понравилась идея с раскладной куклой, и в Абрамцево, где находилась его основная мастерская, вскоре было налажено поточное производство. Фото матрешки подтверждают, что первые прототипы раскладных фигурок были довольно скромны.

    Девушки "одеты" в простые крестьянские платья, не отличающиеся особыми изысками. Со временем эти узоры становились все сложнее и ярче.

    Изменялось и количество вложенных фигурок. Старинные фото матрешки показывают нам, что в начале ХХ в. считалось стандартом изготовление 24-местных игрушек, а в исключительных случаях и 48-местных.

    Это были девушки в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; женихи и невесты, держащих свечи в руках; пастушки со свирелью; старики с окладистой бородой. Иногда матрешка представляла собой целую семью.

    В 1900 г. закрывается мастерская "Детское воспитание", однако производство матрешек не прекращается. Оно переносится в Сергиев Посад, на 80 км северней от Москвы.

    В том же году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

    Но почему все-таки "матрешка"? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени "Матрена", чрезвычайно широко распространенного в России до начала ХХ в.

    Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Имя "Матрена" произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", которое, в свою очередь, произошло от слова mateг, означающее "мать".

    По-церковному имя писалось как "Матрона", среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой).

    Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, "марфушка"? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья. Между прочим, популярная роспись по фарфору называется "агашка".

    Но ни агашкой, ни марфушкой, а именно матрешкой стали называть деревянные игрушки, вкладывавшиеся одна в другую. Так имя "Матрена" сделалось нарицательным. И сейчас матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

    Действительно, очень удачное название, кукла в полном смысле слова стала "знатной". Переберите хоть тысячу имен - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

    В 2001 г. в Москве открылся первый в мире музей, посвященный матрешкам. В 2004 г. открылся музей матрешек в Нижегородской области.

    Самая большая музейная матрешка - метровая, в нее входит 40 кукол. А самая маленькая - размером с рисовое зернышко.

    Кто придумал «Киндер-Сюрприз»?

        Вы никогда не задумывались о том, кто придумал любимое лакомство для детей — шоколадное яйцо с игрушкой «Киндер-Сюрприз»? Имя этого изобретателя — Пьетро Ферреро....

    Вечная тебе, Феликс

        В субботу вечером, 15 октября 2016 года ушел из жизни после болезни один из моих главных наставников и охранителей Феликс Феодосьевич Кузнецов, критик и литературовед, член-корреспонент РАН, стержневая фигура...

    Экскурсионный туризм

        Экскурсионный туризм всегда привлекал внимание туристов. Оно и понятно - где как не в таких турах, прогулявшись по улицам самых старых европейских городов, можно ощутить дыхание древней истории, прикоснувшись к...

    Мастер-класс по пошиву кукол в стиле Тильда

        В живописном селе Вильча Вовчанского района Харьковской области прошел мастер-класс для переселенцев и местных жителей по пошиву кукол в стиле Тильда. Не секрет, что эти уникальные куклы становятся талисманами, они...

    Обнаружена новая работа Леонардо да Винчи

        Историки из Италии, возможно, обнаружили работу знаменитого художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, которая находится в России. Об уникальной находке «МК» сообщил историк, руководитель итальянского...

    Церковь Одного дня

        В этом стамбульском храме нужно оказаться 1-го числа. Месяц при этом значения не имеет: подойдет любой из двенадцати. Именно по первым числам каждого месяца работает церковь Одного дня. Она же церковь Девы Марии,...

    Расцвет столичных ресторанов

        Самый известный и модный ресторанный критик страны, подводя итоги уходящего гастрономического года, отмечает необычайный расцвет столичных ресторанов. Кризис и запрет на импортные продукты не подкосили этот...

    Талант Сергея Брылева

        Известный в Кременчуге художник Сергей Брылев рассказал «Кременчугской газете» о «чувачке» на тракторе и желании делать нечто большее. Талант Сергея Брылева очень многообразен. В Кременчуге известный художник...

    «Левша» продает уникальные изделия из драгоценных металлов и камней

    Эксклюзивные ювелирные изделия всегда вызывали повышенный интерес у тех кто может ценить прекрасное. Найти такие изделия можно в ювелирной мастерской, получившей название «Левша». Мастера компании создают уникальные изделия из...

    Такие красивые куклы пупсы нравятся всем

    Пупс является второй после погремушки игрушкой, которая попадает в руки малыша. Играть с куклой ребенок начинает задолго до того момента, как начинает ходить. Пупс становится его первым другом. Изготавливаются куклы пупсы из...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика