Нефтяные богатства Азербайджана

    Раздел: Новости Дата публикации: 3-02-2017, 09:11

     Нефтяные богатства Азербайджана

     

    Своим неповторимым обликом наш город обязан целому комплексу разнообразных факторов. Прежде всего это, конечно, нефть.

    Именно капиталы, полученные от нефтедобычи, позволили нефтяным магнатам заказывать у выдающихся мировых и азербайджанских архитекторов прекрасные здания, которые до сих пор украшают наш город.

    Одним из таких зданий является здание Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики, расположенное на углу Низами (в той части бывшей Губернской) и улицы Муртазы Мухтарова (бывшей Персидской).

    Но, как ни странно, на это красивейшее здание мало кто обращает внимания и мало кто задумывается, откуда и оно вообще взялось и когда появилось. А появилось оно в 80-х годах позапрошлого столетия...

    Началось все 16 мая 1883 г., когда в Баку было зарегистрировано "Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество". Принадлежало оно активно осваивающим нефтяные богатства Азербайджана нефтяным баронам Ротшильдам.

    Миллионщики Ротшильды вели свои дела настолько хорошо, что очень скоро встал вопрос строительства центральной конторы - именно так в те времена назывались офисы - в которой можно было бы разместить Общество.

    Для строительства они пригласили зодчего Казимира Скуревича (1866-1960), одного из архитекторов "польского десанта", так удачно "высадившегося" в Баку.

    Казимир Брунович Скуревич, так же как и Иосиф Гославский, окончил Петербургский Институт Гражданских Инженеров. Случилось это в 1894 г. На следующий год он прибыл в Баку по приглашению Гославского, занимавшего тогда пост городского архитектора Баку.

    В начале своей бакинской карьеры Скуревич работал участковым архитектором в городской управе, а после смерти Гославского в 1904 г. он занял пост городского архитектора Баку. Обладая неуемной энергией и будучи невероятно деятельным человеком, Скуревич много строил - как жилые, так и общественные здания.

    Несмотря на то, что Скуревич был поляком, он невероятно полюбил Баку и изучал местную архитектуру, ее историю и национальные особенности. Прежде всего он обратил внимание на чисто национальные черты: виртуозную работу с камнем, куда входила и каменная резьба, и не менее виртуозную проработку всех деталей. Восток есть Восток: где еще будут обращать внимание на мелочи, скрупулезно вырисовывая миниатюры, вырезая мельчайшие каменные детали или вылепливая по 17 дюшбере на одну столовую ложку?

    Изучая это и много другое, Скуревич пытался проникнуть в самую сущность местного зодчества, усвоить основные принципы, вырабатывавшиеся веками, и которые можно было бы использовать в современном домостроении.

    Скуревич очень быстро понял, что для развития национальной архитектуры имелись все предпосылки: опираясь на местные архитектурные традиции, можно было легко создать собственное стилевое единство городских построек, отвечающих не только климатическим, но и национальным особенностям.

    Скуревич очень часто сокрушался, что многие заказчики, очарованные модной европейской архитектурой, в упор не замечали величественный и изящный бакинский стиль и предпочитая чужеродные европейские стили различного направления.

    Правда, ради исторической справедливости надо признать, что в общей массе здания, построенные по европейским канонам, отличались высоким уровнем, да и Баку так или иначе перемалывал все европейские направления и привносил в них что-то свое, сугубо национальное.

    Скуревич же настолько яро пропагандировал местный архитектурный стиль, призывая к более широкому использованию и применению азербайджанского зодчества в застройке города, что часто выступал со своими идеями в местной печати - он был весьма хорошим публицистом.

    Так, например, в 1905 г. в журнале "Зодчий" он опубликовал статью о комплексе построек, называемым Дворцом Ширваншахов. "Подобного архитектурного ансамбля нет во всей Российской империи, - писал Скуревич, - и даже Бахчисарайский дворец бледнеет перед ним".

    Кстати, на территории Ичери-Шехер, в окружении древнейших памятников архитектуры и выдающегося комплекса Ширваншахов зодчему удалось создать ряд жилых домов, удачно вписанных в общий исторический фон.

    Постройки Казимира Скуревича - это монументальные здания, часто обращенные сразу на три улицы или же представляющие собой угловые сооружения, прекрасно вписывавшиеся в городскую планировку, в которой углы, под которыми пересекались улицы, были не всегда прямыми.

    Например, пассаж Тагиева (1896 г.) - крупное и монументальное сооружение, выстроенное в классических традициях, но в свободной интерпретации. (Кстати, это одно из первых сооружений в Баку, где в перекрытиях был широко использован железобетон.)

    Эти мощные, но вместе с тем изящные здания являлись подлинным украшением города. Они настолько естественно вписывались в городской ландшафт, что, казалось, были здесь всегда.

    При этом каждое сохраняло свой неповторимый стиль и выдавало творческий почерк автора. К тому же Скуревич, работая с большими объемами, которые буквально формировали облик улицы, уделял огромное внимание и своим любимым деталям: каменной резьбе, орнаментам и т.п.

    Учитывая все это, совершенно неудивительно, что умные Ротшильды для строительства здания своего Общества выбрали именно этого зодчего - молодого, амбициозного, энергичного.

    Скуревич, естественно, согласился. Во-первых, кто откажется от гонораров Ротшильдов, а во-вторых, место на пересечении Персидской и Губернской - это его любимый угол, который можно прекрасно обыграть. И вот за два года с 1898-го по1899 г. - Баку обогатился импозантным зданием, которое стояло не только на стыке улиц, но выполнено было на стыке французской готики и готического модерна. Иными словами, было построено в неоготическом стиле.

    Несмотря на то, что готика - стиль очень, так сказать, дробленый, при этом довольно неофициальный - если учесть моду конца XIX в., здание получилось весьма строгим и сдержанным.

    Этого эффекта Скуревич добился, применив все тот же апшеронский аглай-известняк, по природе свой не темный, а светлый. А для готики характерно все же применение темных цветов.

    Трехэтажное здание, выстроенное, кстати, напротив роскошного и красивейшего православного Александро-Невского собора, сразу же было замечено и по достоинству оценено и Ротшильдами, и обычными бакинцами, и братьями-архитекторами.

    Оно прекрасно вписалось в квартал и стало одной из архитектурных доминант города того времени. И это несмотря на соседство с собором, который затмевал все! Шпиль высоченного Мухтаровского дворца - и тот доставал лишь до его нижних маковок.

    К слову будет упомянуть, что Ротшильдовское Общество не скупилось отпускать крупные суммы на благотворительность. Так, оно построило и содержало в Белом городе и на Баилове две школы, где преимущественно учились дети рабочих. Обучение, кстати, было бесплатным. Только в 1890 г. компания соорудила и отдала новоселам 8 капитальных домов, где плата за проживание была чисто символической.

    Члены правления Общества выступали как попечители городских гимназий и коммерческих училищ, что неизменно сопровождалось безвозмездными субсидиями для учебных заведений. К этому стоит добавить, что пожертвования на различные благотворительные цели шли не только от бакинского Ротшильдовского Общества, но и от самих братьев Ротшильдов, живущих в Париже, которые никогда не посещали Баку, но принимали живое участие в его развитии.

    Так, например, при перестройке здания лазарета местного батальона на ул. Николаевской (ныне Истиглалият) в помещение, пригодное для учебно-воспитательного заведения Женского благотворительного общества Св. Нины, были пожертвовано по 2 тыс. рублей как от "Каспийско-Черноморского общества" в Баку, так и от Ротшильдов из Парижа.

    Совет съезда бакинских нефтепромышленников за свой счет построил и оборудовал в Баку, главным образом на промыслах и в заводских пригородах, больницы, амбулатории, народные дома-клубы, библиотеки.

    Пользовались ими рабочие, техники, инженеры, члены их семей бесплатно. В этот фонд Совета съезда неизменно вносили большие суммы Ротшильдовское Общество и торговое общество "Мазут".

    В 1912 г. Ротшильды уступили все свои предприятия в Российской империи британо-голландскому концерну Royal Dutch Shell и поэтому позднее в этом здании располагалось консульство Нидерландов.

    В 30-х гг. XX в. в здании располагался "Центральный Дом крестьянина". К великому сожалению, некоторые детали и декор фасада здания были уничтожены - как вычурные, чуждые и несоответствующие рабоче-крестьянскому стилю.

    Например, башенка-ротонда на том углу здания, который ближе к Мухтаровскому дворцу, красивый декор балкона над главным входом в центре фасада, выходящего на Персидскую, и др.

    Авторский проект известного польского архитектора был таким образом безвозвратно нарушен и целостность восприятия фасада здания потеряна. Но кого из большевиков это когда волновало?

    Сегодня, когда многим историческим зданиям возвращается первоначальный облик - ведь история и культура это богатство нации, и его нужно сохранять, - руководство Генеральной прокуратуры поддержало идею, выдвинутую архитектором Эльчином Алиевым, о восстановлении первоначального облика здания, и выразило готовность профинансировать работы.

    Тем более что здание официально является памятником архитектуры государственного значения. В настоящее время идут работы по сбору архивных материалов и архитектурному проектированию потерянных фасадных элементов и частей здания, спроектированного выдающимся польским архитектором.

    Кстати, среди других выдающихся работ Казимира Скуревича выстроенные примерно в те же годы, что и Ротшильдовское Общество, здание Государственного Банка на углу улиц Красноводской и Меркурьевской (ныне Самеда Вургуна и проспект Азербайджана), в котором сегодня помещается один из банков и Министерство финансов Республики, и Детский приют на Шемахинке (1897-1899); уже упомянутый пассаж Тагиева (1896), который занимал весь квартал вдоль Ольгинской улицы (ныне Мамеда Эммина Расулзаде) от улицы Фиолетова (ныне академика Абдулкерима Ализаде) до Шаумяна (ныне Зарифы Алиевой).

    Скуревич также спроектировал почтовое здание, дом управления Акционерного товарищества братьев Нобель (1900-1903), ансамбль торговых рядов, мужскую гимназию и больницы - мусульманскую и детскую, а в Польше - здание Польского сейма в Варшаве.

    Стоимость жилья в Баку

        Средняя стоимость квадратного метра жилья в проектах, строящихся в центре и близких к центру районах Баку, к концу декабря составила 1837 манатов, говорится в сообщении Центра стратегических исследований при группе...

    Экспозиция «Неизвестный Казахстан»

        «За годы Независимости сложились очень тесные и дружеские отношения между Казахстаном и Азербайджаном, став символом взаимного доверия и равенства, сообщает Караван...

    Пропаганда азербайджанской национальной одежды

        В Баку состоялась торжественная презентация каталога преподавателя Государственной академии искусств, доктора философии по искусствоведению, модельера-дизайнера Гюльнары Халиловой, главная цель которого пропаганда...

    Архитектурные стили Баку

        Баку вобрал в себя огромное количество самых разных архитектурных стилей. Которые удивительным образом не только не создают трудно удобоваримый винегрет, а, наоборот, - придают городу цельность и естественность....

    Как появились в Баку лютеране?

        Баку, как известно, город интернациональный. И толерантный в вопросах веры. А это подразумевает наличие храмов совершенно разных конфессий. В их числе есть и Церковь Спасителя или Лютеранская кирха....

    Открытие синематографа

        Конец ХIХ века ознаменовался величайшим открытием - мир узнал синематограф. Буквально сразу же новое (и недорогое) развлечение приобрело грандиозный размах: фильмы, пока еще короткометражные, демонстрировались...

    Открытие бакинского участка Закавказской железной дороги

        Баку, как известно, издревле расположен на пересечении торговых путей - морских и сухопутных. Поэтому неудивительно, что когда стали появляться железные дороги, в Баку был построен железнодорожный вокзал. Однако не...

    Канал Грибоедова в Петербурге

        Сегодня мы совершим с вами одно весьма необычное путешествие. Оно будет проходить вдоль всего одной улицы. Речь идет о канале Грибоедова в Петербурге. Эта улица достойна такого пристального внимания, потому что...

    Городские нововведения

        Человек так устроен, что всегда с трудом принимает какие-то изменения и новшества, если привык к чему-то другому - старому, доброму и милому. Это же касается и городских нововведений, новых построек и проектов....

    Фасадные панели меняют облик здания

    Сегодня многие хозяева домов и квартир задумываются об утеплении своего жилища. Сделать это можно с помощью облицовочных фасадных панелей. Кроме утепления такие панели значительно улучшают внешний вид здания, ведь фасад – это...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика