Музей азербайджанской литературы им. Низами

    Раздел: Новости Дата публикации: 5-02-2017, 21:21

     Музей азербайджанской литературы им. Низами

     

    Наверное, никто не будет спорить, что площадь фонтанов - самая красивая площадь в Баку. И одно из ее украшений - музей азербайджанской литературы им. Низами, по-настоящему драгоценная жемчужина. Точнее, драгоценный самоцвет.

    Вот только музей в этом здании появился далеко не сразу, а лет через 80 после постройки. А до этого времени это здание много раз меняло свое предназначение и, соответственно, хозяев. А начиналось все в 1860 г...

    Архитектором нового здания на Врангельской улице (ныне Ахмеда Джавада), 24, был бакинский городской архитектор Касым-бек Гаджибабабеков (1811-1874), построивший очередной караван-сарай, коих было так много в прилегающем к Крепости районе.

    Новый хозяин караван-сарая заказал пристроить к нему второй этаж. Никакого "готического стиля", как пишут многие справочники, не было и в помине - это было обычное бакинское здание. Не появилась готика и потом.

    Позже здесь находилось зимнее помещение Бакинского общественного собрания. В 1890 г. Собрание перешло в построенный Мусой Нагиевым дом на углу Красноводской и Биржевой (ныне ул. С. Вургуна и Уз.Гаджибекова, Дом офицеров), а после проведенного ремонта в 1891 г. некто Оменцетер открыл гостиницу "Метрополь".

    "Которая, - как писала в январе 1891 г. газета "Каспий", - в удобствах и роскошной обстановке может смело равняться с лучшими гостиницами в столицах Европы. При гостинице первоклассный ресторан и хорошая кухня. Номера начинаются от одного рубля с постелью и бельем".

    Гостиница была открыта в 1891 г., а вовсе не в 1915-м, как пишет "умная" Википедия. В 1915-м к зданию был пристроен третий этаж. Руководил работами гражданский инженер Александр Никитин (1878-1952).

    Теперь владельцем "метрополя" был Гаджи Ага Дадашев. Он сдавал здание в аренду, а выручаемые деньги перечислял в фонд для сирот и бездомных.

    На первом этаже гостиницы, как писал в своей книге "Дни минувшие" М.Сулейманов, находился мануфактурный магазин Фархадзаде "Гаджи, бери бах", где продавали самый нежный и дорогой шелк, шерстяные и хлопчатобумажные ткани.

    В 1918-1920 гг. здесь жили и работали сотрудники Кабинета министров Азербайджанской Демократической Республики, здесь же было проведено и первое собрание Кабинета АДР.

    После установления советской власти буржуйские изыски, всякие там "Метрополи", были закрыты, и в здании в 20-30 гг. размещался Совет профсоюзов Азербайджана.

    В конце 30-х, когда началась подготовка к празднованию 800-летия великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви (1141-1209), Совнаркомом Азербайджанской ССР 1 ноября 1939 г. было принято решение создать в этом здании мемориальный музей Низами.

    Были подготовлены фонды, содержащие большую коллекцию документов, отражающих жизнь и творчества поэта. Поэзия Низами, отличающаяся огромной художественной силой и философской глубиной, явилась одной из вершин средневековой культуры не только Азербайджана, но и всего человечества, поэтому создание музея было вполне закономерным.

    Правда, открытие музея состоялось намного позже - помешала Вторая мировая война, и первых посетителей музей принял через пять дней после Великой Победы - 14 мая 1945 г.

    Музей открылся в обновленном и перестроенном здании. Оно было перестроено радикально - частично достроен еще один этаж, придавший зданию изящный и гармоничный облик, вырублена глубокая лоджия (в которой позже появятся скульптуры), - но при этом очень бережно: огромные витринные окна первого этажа, арочные окна второго сохранили свою форму и пропорции еще со времен "Метрополя".

    Руководили работами знаменитейшие бакинские архитекторы - Микаил Усейнов и Садыг Дадашев, чьи прекрасные творения являются украшением нашего города. То, что они сотворили со старым "Метрополем" за шесть лет работы, вызывало горячие споры и поначалу было принято далеко не всеми.

    Это был рискованный эксперимент, очень смелый для своего времени проект, но результат превзошел все ожидания - здание волшебно преобразилось.

    Получился удивительный синтез скульптуры и архитектуры, причем не в интерьере, где такой синтез не был новинкой, а в фасаде.

    Этот синтез называли вторжением прикладного искусства в архитектуру, но время доказало жизнеспособность этой сугубо национальной идеи, в которой авторы продемонстрировали приверженность и неоклассицизму, и национальным корням.

    Такая художественно-эстетическая трансформация привела к возникновению монументально-романтического произведения, отвечающего всем требованиям современного города, и явилась великолепным примером непрерывности поисков художественно-эстетического своеобразия азербайджанской архитектуры.

    Скульптуры великих азербайджанских поэтов и писателей, живших с XV XX столетие, в шести нишах по центру фасада на фоне глубокой лоджии появились уже после открытия музея, и благодаря им лоджия представляет собой несомненную архитектурную, скульптурную и художественную ценность.

    Трехметровые статуи выполнены, казалось бы, в одном стиле одним мастером. В реальности каждая из них имеет своего автора. Вся эта галерея начинается с памятника Физули работы Фуада Абдурахманова (автора появившегося двумя годами позже памятника Низами, который достойно завершил гармоничный ансамбль музея и сквера из террас, созданного по проекту все тех же Усейнова и Дадашева).

    За Физули следует Вагиф скульптора Джалала Каръягды, М.Ф. Ахундов работы Пинхоса Сабсая, Хуршидбану Натаван - практически единственная их сохранившихся в Баку работ талантливого и признанного в то время скульптора Елизаветы Трипольской, Джалил Мамедкулизаде работы Н. Захарова и Джафар Джаббарлы скульптора С. Кляцкого.

    Благодаря этим скульптурам здание, как очень метко и образно написал журнал "Баку" в 2010 г., "стало похоже на сцену, из глубины которой выходят шесть авторов (в поисках персонажей). И даже расположение здания в низине оказалось на руку: сквер Низами превратился в амфитеатр, спускающийся к этой сцене".

    Еще одно преобразование или, как бы мы сейчас сказали, дизайнерское решение, предложенное Усейновым и Дадашевым, - это применение роскошных изразцов всех оттенков бирюзы.

    Вообще-то применение керамики в фасадах для Азербайджана не очень свойственно. Это, скорее, отличительная черта архитектуры Средней Азии. Однако на национальные традиции ложится очень хорошо.

    Применением керамики Усейнов начал возвращение к национальным декоративным приемам, но ни одно здание не сумело переиграть этот бесспорный шедевр.

    Изразцы были изготовлены мастерами из среднеазиатских республик. И изготовлены так качественно, что во время последней реставрации, которая была проведено буквально несколько лет назад, было принято решение их вообще не трогать - настолько прекрасно они сохранились.

    Что, в общем-то, удивительно, потому что изразцы в Азербайджане применяются редко не только из-за отсутствия такой традиции, но и из-за климата: изразцы плохо переносят перепады температур.

    А вот изготовили их по эскизам азербайджанского мастера - шушинца Лятифа Керимова. Поэтому кочующая из одного сайта в другой информация, что это якобы турецкая майолика, в корне неверна. Не турецкая, а самая что ни на есть азербайджанская!

    Изразцы сделаны в типичном ковровом стиле и напоминают роскошный карабахский ковер. В который умелая рука художника, следуя определенным идеологическим постулатам, вплела советские звезды.

    Но сделано это было настолько грамотно и умело, что звезды очень гармонично вписались в общую канву и не вызывают недоумения своей инородностью и несоответствием принципам национальной орнаменталистики.

    Вообще Лятиф Керимов (1906-1991) - мастер совершенно уникальный! Народный художник Азербайджанской ССР (1960), искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени (1950), он был известным ковроткачом, внесшим огромный вклад как в ковроткачество Азербайджана, так и в другие различные отрасли искусства.

    Потому что Керимов успешно работал и с ювелирными изделиями, занимался резьбой по дереву, работал над залом азербайджанской Всесоюзной сельскохозяйственной выставки вместе с Рустамом Мустафаевым.

    В 20-х гг. жил в Иране, где советское консульство в Тегеране предложило ему стать членом русского культурного клуба, в котором он впоследствии играл в пьесах Узеира Гаджибекова и учредил хор Азербайджана.

    В 1929 г. был направлен в служебную командировку в Афганистан, чтобы содействовать там развитию театрального искусства.

    В родной Шуше Керимов вел курсы ковроткачества, а для студентов, которые были неграмотны, сочинял лирические гошма, стихами помогая им запомнить ткацкие технологии. Позднее он создал аналогичные курсы в Губе и Баку. Также Керимов писал книги и учебные пособия.

    В 40-х гг. Керимов работал на Азербайджанском государственном радио диктором выпусков новостей. В 1954 г. он организовал свою первую персональную выставку, которая включала ковры, архитектурные украшения, резьбу по дереву, фарфоровые вазы, ювелирные изделия, графические элементы.

    В 1955 г. Лятиф Керимов был удостоен звания "Заслуженный деятель искусств Азербайджана". Его усилиями и на его энтузиазме в 1967 г. был создан Азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в Баку, первый музей такого рода в мире. Музей был назван в его честь в 1991 г.

    Именно этот удивительный, многосторонний и талантливейший человек оформлял и интерьер музея, который украшен декоративным лепным орнаментом, ажурными шебеке и т.п.

    Таким образом, музей им. Низами и по сей день являет собой наглядный пример блистательного сотрудничества, союза и симбиоза мастеров самых разных направлений: художников, скульпторов, архитекторов.

    Но каждый из них - по словам любимого всеми бакуведа Фуада Ахундова, который с неподражаемым артистизмом рассказывает о музее им. Низами своим слушателем на улицах и в передачах "Бакинские тайны", - достоин называться корифеем.

    В 1967 г. Мемориальный музей Низами стал уже Музеем азербайджанской литературы им. Низами.

    Жалко только одно: со здания музея пропали знаменитейшие бакинские городские часы - с тремя циферблатами. Это были уникальные, единственные в своем роде часы швейцарской фирмы "Борель", изготовленные в 1850 г. специально для Баку.

    Они висели на задании еще со времен гостиницы "Метрополь" и безотказно служили городу до 70-х гг. ХХ века. Куда они подевались, неизвестно. Может, кто-то из читателей нашей газеты это знает?..

    Экспозиция «Неизвестный Казахстан»

        «За годы Независимости сложились очень тесные и дружеские отношения между Казахстаном и Азербайджаном, став символом взаимного доверия и равенства, сообщает Караван...

    Пропаганда азербайджанской национальной одежды

        В Баку состоялась торжественная презентация каталога преподавателя Государственной академии искусств, доктора философии по искусствоведению, модельера-дизайнера Гюльнары Халиловой, главная цель которого пропаганда...

    Архитектурные стили Баку

        Баку вобрал в себя огромное количество самых разных архитектурных стилей. Которые удивительным образом не только не создают трудно удобоваримый винегрет, а, наоборот, - придают городу цельность и естественность....

    Музей Метрополитен

        «Музей Метрополитен – самое популярное место в нашем городе для туристов, и теперь они получили еще один адрес, куда стоит придти», - сказал мэр Нью-Йорка Билл де Блазио. Он принял участие в торжественной церемонии...

    Как появились в Баку лютеране?

        Баку, как известно, город интернациональный. И толерантный в вопросах веры. А это подразумевает наличие храмов совершенно разных конфессий. В их числе есть и Церковь Спасителя или Лютеранская кирха....

    Презентация издания Натика Расулзаде

        В Музее миниатюрной книги состоялась презентация издания известного писателя, кинодраматурга, вице-президента PEN-клуба Азербайджана, заслуженного деятеля искусств, кавалера ордена "Шохрат", лауреата многих...

    Нефтяные богатства Азербайджана

        Своим неповторимым обликом наш город обязан целому комплексу разнообразных факторов. Прежде всего это, конечно, нефть....

    Открытие бакинского участка Закавказской железной дороги

        Баку, как известно, издревле расположен на пересечении торговых путей - морских и сухопутных. Поэтому неудивительно, что когда стали появляться железные дороги, в Баку был построен железнодорожный вокзал. Однако не...

    Вручение ежегодной Премии "Гранат"

        В клубе "Натаван" Союза писателей Азербайджана состоялось вручение ежегодной Премии "Гранат", учрежденной литературно-творческой ассоциацией "ЛУЧ": "за подвижническую деятельность, активное участие в жизни...

    Знаменитый Исмаилий

        Так уж получилось, что одно из самых красивых зданий в Баку обязано своим рождением большой человеческой трагедии. Речь о знаменитом Исмаилие, которое до 1917 г. называли "Палаццо Исмаилие", поскольку в его облике...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика