Визитная карточка

    Раздел: Новости Дата публикации: 6-02-2017, 03:01

     Визитная карточка

     

    Сегодня непременным атрибутом деловой жизни и неотъемлемым элементом фирменного стиля является визитная карточка, или визитка. (Кстати, сокращение сие не совсем правильно: визиткой в русском языке назвался мужской сюртук для визитов, а вовсе не карточка с именем владельца.) При знакомстве мы вручаем свою визитку, которая может быть бумажной, картонной, металлической, пластиковой, прозрачной, тканевой и даже съедобной.

    Чего только не придумаешь ради того, чтобы оставить неизгладимый след в памяти! Однако изначально визитная карточка была придумана совсем не для этого. Но обо всем по порядку.

    Для начала надо сказать, что это изобретение совсем не наших дней: уже 5 тысяч лет назад глиняные и кожаные бирки с именами и координатами использовали шумерские купцы и ремесленники.

    Первые деловые визитные карточки появились более 2500 лет назад в Древнем Китае. Специальным указом китайским чиновникам обязывалось иметь официальные красные бумажные карточки с минимумом информации: имя, фамилия, должность.

    Также были в обиходе карточки к конкретному случаю, в которых указывалась имя лица, наносящего визит, и цель данного визита - отсюда и название.

    Человек мог быть тебе двадцать раз знаком, но все равно при визите посылал со слугой визитную карточку или оставлял ее, если хозяев не оказывалось дома. Именно в таком качестве визитки просуществовали до ХХ в.

    В Китае визитки изготавливались чаще всего на бамбуковых дощечках или шелковой ткани и позволить себе одноразовые, требующие недешевых услуг каллиграфа изделия, могли только избранные.

    Происхождению слова "визитка" мы обязаны Франции времен Людовика XIV (фр. visit, от лат. visitare - посещать). Именно роскошь двора "короля-солнца" послужила толчком для введения в этикет carte de visite.

    Положение визитных карточек как штучного товара не особенно изменилось по сравнению с их древнекитайскими "родственницами": визитками продолжали пользоваться только представители высшего света, и широкого распространения они не получили из-за дороговизны.

    Изысканные украшения, фантастические орнаменты, витиеватые гравированные гербы - отличительная черта визиток того времени, бывших предметом роскоши, имеющих представительский характер и подчеркивающих статус владельца.

    Правда, справедливости ради нужно сказать, что это был благоприятный период в истории визиток: в их оформлении принимали участие художники, изготавливались они вручную, каждая была уникальна.

    Из довольно заурядных картонок они превращались в подлинные шедевры графического искусства и являлись прекрасным дополнением к лоску, титулам и званиям своих владельцев.

    В XVI-XVII вв. гравированными визитками (визите-билетте) уже пользовались горожане Венеции и Флоренции, где в это время имелась великолепно развитая полиграфическая база.

    С развитием печатного дела первыми изготовителями печатных визиток являются, конечно же, немцы (1786). Кстати, первым известным в истории коллекционером визиток был Гете.

    С изобретением в 1798 г. в Богемии А.Зенефельдером нового способа печати - литографии - визитные карточки находят широкое применение среди среднего класса, становятся важным элементом социального этикета и приобретают современные функции, понятные нам как корпоративные визитки, визитки делового или рекламного характера.

    В России визитки появились при любительнице различных новшеств Екатерине II, куда пришли из Франции и почти не отличались от своих изощренных и помпезных европейских аналогов. В высшем свете было модно заказывать визитки у именитых художников.

    В одном из походов итальянцы подарили А.В. Суворову набор визитных карточек, на которых была изображена сцена охоты с собаками на дикого вепря.

    Сцены охоты имели большую популярность среди мужских визиток того времени. Говорят, Суворов, вручая кому-то визитную карточку, всегда шутил: "Вот так и я при дворе, кусаемый всеми".

    Уже к ХIХ в. возникают минималистские тенденции - оформление визиток нередко состоит из одной только фамилии и имени владельца, набранных изящным шрифтом.

    Такая визитка была, например, у Пушкина: все и так знали, кто он. В наше время такая визитка есть у известного бакинского юриста: там просто написано (по-русски) "Дядя..." и дальше одно только имя.

    В ХVIII-ХIХ вв. существовали обязательные ритуалы использования визитных карточек при походе в гости.

    При нанесении первого визита необходимо иметь карточку для каждого члена семьи; когда звонят в дверь, слуга должен иметь наготове поднос для карт на левой ладони, визитер должен оставить карту на подносе, слуга - отнести ее хозяину, и он уже решает, принимать гостя или нет; если ваша карта не получает признания, вы должны заключить, что по некоторым причинам хозяева не хотят продолжать знакомство.

    Если вдруг гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки просто загибали и оставляли швейцару или слуге; карточку, уже загнутую, никогда не вкладывали в конверт. Когда на каком-нибудь вечере кто-либо выражал желание снова видеть кого-либо, тот должен был на следующий послать этому лицу свою карточку.

    Джентльмен должен был носить визитки во внешнем нагрудном кармане пиджака, дама заранее клала визитку в сумку, кармашек, блокнотик. Барышня могла заиметь собственную карту после того, как провела в обществе не менее года; часто имена дочерей, представляемых в общество, печатали на одной карточке с именем матери.

    Рассматривать чужие карты считалось дурным тоном. В приемном зале каждого дома должен был стоять стол с подносом для карт, на котором не должно быть мелких серебряных монет, а должен был лежать блокнот и карандаш. Карту клали в центр подноса, если хотели указать, что наносят визит нескольким или всем членам семьи.

    Американский джентльмен не должен был класть визитку в угол подноса; некоторые европейские господа, наоборот, должны положить карточку в правом верхнем углу, чтобы указать, что они передали ее самостоятельно.

    "Тюльпанов оказался в просторной прихожей, с интересом огляделся по сторонам и в первый момент испытал разочарование: не было медвежьего чучела с серебряным подносом для визитных карточек, а что это за барская квартира без набивного медведя? Или к чиновнику для особых поручений с визитами не ходят?", - писал Б.Акунин в "Пиковом валете".

    Своеобразный "визиточный" бум случился в начале XIX в.: именно в тот период в обществе стали популярны визиты - утренние посещения родственников, знакомых и сослуживцев. Примерно со второй половины века они становятся обычаем, а визитки - неотъемлемым атрибутом таких встреч.

    Хотя лица низших сословий при визитах пользовались не визитками, а общими визитными листами. И это опять же указывает на тот факт, что визитки еще не стали общедоступными, хотя и расширили "зону влияния".

    В качестве иллюстрации можно привести пример из рассказа Чехова "Раз в год" (1884), где престарелая баронесса вот как говорит о купцах: "...для этих господ положены в передней лист бумаги и перо. Каждый сверчок знай свой шесток. Пусть распишутся и уедут...".

    Положение визиток нашло отражение в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в которой авторы пишут о них буквально следующее: "для представления во время визитов и пересылки подарков". Владимир Даль относит понятие о визитной карточке к теме "визит", тем самым подчеркивая ее исконное и основное предназначение.

    На визитках ставились и особые пометки, когда она пересылалась кому-либо домой. Это были определенные буквы (начальные буквы французских слов), ставящиеся в свободном углу карточки чтобы сообщить о цели личного посещения официального характера: pf - поздравления, если приписать год, то поздравление к Новому году (pf NA); pr - выражение благодарности; pc - выражение соболезнования в случае смерти делового партнера; ppc - прощание перед отпуском, или когда человек, уезжая из страны, где он находился с визитом, не нашел возможности лично проститься с деловым партнером; pp - если вы желаете быть представленным кому-либо, необходимо послать свою визитную карточку вместе с карточкой другого лица, уже знакомого с тем, кому посылающий свою визитку хочет представиться; pfc - благодарность за приятное знакомство.

    В Сборнике советов и наставлений (1889) "Правила светской жизни и этикета. Хороший тон" писалось на эту тему следующее: "Очень практичны и удобны визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы, различных случаев, могущих быть причиной посещения, напр. "П" - означает поздравления, "О" - отъезд и, следовательно, прощальный визит. "Ж" - желание осведомиться о состоянии здоровья, "В" - возвращение из продолжительной отлучки...".

    Использовались визитки даже в качестве долговой расписки: проиграешь в карты - оставляешь визитку с именем и адресом.

    Определенное время размеры визитки даже отвечали размерам игральной карты. Исходя из этого некоторые историки даже утверждают, что визитка вообще родилась из такой долговой расписки.

    Визитки играли свою роль и в криминальном мире. Так, знаменитый налетчик Ленька Пантелеев имел обыкновение оставлять в прихожей ограбленной квартиры свою визитку, изящно отпечатанную на меловом картоне, с лаконичной надписью: "Леонид Пантелеев - свободный художник-грабитель". На обороте этой карточки Ленька неизменно надписывал четким, конторским почерком (сам он был из телеграфистов): "Работникам уголовного розыска с дружеским приветом. Леонид".

    Визитки начала ХХ в. интересны и своеобразны и резко отличаются от современных образцов: все-таки в то время основная функция визитной карточки - это церемониальность, их деловой аспект на втором месте. Особенно вычурными были дамские визитки.

    Почти все они богато украшены орнаментальным тиснением или резьбой. Для дам визитка - это часть этикета. Визитки джентльменов более строги, они настроены на деловой лад.

    В СССР визитки считались пережитком прошлого и предоставлялись по заявлению в органы управления с весомым обоснованием необходимости.

    Их имели только сотрудники обкомов, райкомов, дипломаты, космонавты, "выездные" и деятели культуры. С тех времен пришла манера писать фамилию впереди имени, когда в Европе делали наоборот.

    Вернулась визитная карточка во времена Перестройки с приходом демократии, вместе с появлением частной собственности и становится стилем новых деловых отношений. Примером советского лаконизма является карточка Горбачева: "СССР. Горбачев Михаил Сергеевич. Президент".

    Первые постсоветские визитки являли собой зачастую нечто абсурдное. Так, вашей покорной слуге году в 1989-м попалась на глаза визитка, на которой в правом верхнем углу было напечатано: "Viza".

    В наши дни тоже существует своеобразный этикет относительно визиток. Расскажем лишь о самых важных правилах. Исправления от руки на визитке допустимы, только если у вас поменялся телефон: просто зачеркните старый и напишите над ним новый, однако при изменении должности или других важных данных визитки необходимо полностью переиздать.

    Всегда имейте при себе запас визитных карточек. Визитки ни в коем случае не должны закончиться во время деловой встречи. В некоторых странах к этому отнесутся спокойно (Азербайджан, Россия, Франция), но, например, в Японии отсутствие или недостаточное количество при себе визиток воспринимается как неуважение... к себе.

    Автоматизированная система "Онай"

        Появившаяся в Алма-Ате автоматизированная система учета и оплаты за проезд в общественном транспорте "Онай" вызвала упреки горожан. Причины их недовольства изучил корреспондент DW....

    Офисный этикет

        Офисный этикет существует во всех странах, но в силу развития истории, культуры и традиций тех или иных государств сильно различается....

    Визитка - важный атрибут делового человека

    Родина визитных карточек – Европа. В XVII веке они использовались членами королевской семьи для оповещения своих вассалов о предстоящем визите, в XIX веке визитками поздравляли с праздниками, благодарили, выражали желание...

    Особенности технической оптимизации сайта

    Структура сайта Реализация логичной системы вложенности на сайте. Необходима реализация с учётом работы бизнеса. Это один из самых важных этапов, в котором закладывается фундамент. Переделывать — сложно и дорого....

    Есть сферы деятельности, где человека должно быть хорошо слышно

    Усилитель голоса является вспомогательным устройством для усиления речи, которое выполнено в виде легкого оборудования, которое носится на поясе и используется без участия рук. Это оборудование в значительной степени улучшает...

    Брендбук несомненно поможет добиться успеха

    Как часто у вас в компании звучат вопросы: «Какие у нас фирменные цвета?» или «А есть ли наш логотип в векторе?» Что ответить разработчику рекламной полиграфии, когда он спрашивает о фирменных шрифтах? Кто в вашей компании...

    Громковорители нужны во многих сферах

    Сфера использования такого оборудования как громкоговорители достаточно широка, но в основном их применяют люди, профессия которых связана с регулярной подачей той или иной информации. К ним можно отнести экскурсоводов,...

    Подарочный сертификат и н нужно ломать голову над подарком

    Подарочная карта, или подарочный сертификат — это документ, который подтверждает внесение определенной суммы в кассу магазина. Обычно его выпускают в виде пластиковой карточки, упакованной в подарочный конверт или открытку и...

    Дебетовые карты

    Безналичная форма совершения платежей бесспорно удобна и максимально упрощена. Одним из ее инструментов является дебетовая карта, отличительной особенностью которой является то, что держатель может распоряжаться только той...

    Листовки - удобный и малозатратный вид рекламы

    По своему назначению листовки могут агитировать, информировать, приглашать, призывать и т.д. Поэтому существует много самых различных видов листовок: 1. Презентационные ;...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика