Известный путешественник - Октай Рзаев

    Раздел: Новости Дата публикации: 6-02-2017, 09:20

     http://usinsk.online/content/news/images/21231/frequent-traveler-successful.jpg

     

    Наш сегодняшний собеседник - Октай Рзаев, известный в Азербайджане путешественник, начальник департамента по внутреннему туризму одной из туристических фирм, человек, знающий практически все об исторических и архитектурных памятниках страны.

    Он невероятно энергичный человек, несмотря на свой почтенный возраст - Октаю муаллиму хорошо за семьдесят, но вы никогда не скажете этого, пообщавшись с ним, сходив с ним в поход или на пешую экскурсию: он даст фору любому молодому по своей неутомимости и увлеченности. Слушать его потрясающе интересные рассказы об истории страны - подлинное наслаждение.

    Мы долго выбирали, о каких достопримечательностях нашей страны поговорить сегодня, ведь вокруг столько интересного!

    В итоге решили поговорить о чем-нибудь, расположенном, во-первых, достаточно близко от Баку, - чтобы заинтересовавшиеся темой читатели нашей газеты смогли без труда туда добраться и посмотреть на эту достопримечательность, и, во-вторых, о чем-нибудь, о чем не так много информации в общем доступе.

    Суммировав эти два условия, мы решили посвятить нашу беседу Государственному историко-этнографическому заповеднику Гала.

    В Историко-этнографическом Заповеднике Гала великолепно прослеживается история всего Абшерона начиная от древнейших времен и кончая современностью. Можно сказать, что Гала - это Абшерон в миниатюре.

    Кроме этого, это прекрасное с туристической точки зрения место, где есть замечательные пейзажи: скалистые берега, прекрасные пляжи, чистое море с чудесной возможностью заняться рыбалкой или дайвингом, так как подводный мир тоже очень богат - начиная от подводной фауны и кончая многочисленными затопленными древними судами, ушедшими под воду постройками и прочими археологическими тайнами.

    - Для начала расскажите, пожалуйста, где находится этот заповедник. Ведь заинтересоваться им могут не только читатели нашей газеты, но и иностранные туристы, желающие посетить одну из абшеронских достопримечательностей.

    - Историко-этнографический заповедник Гала, который открыли, кстати, не так давно - в 2008 году, находится на Дюбендинском (или Шувеланском) взморье, напротив острова Пираллахи, в советское время называвшемся остров Артем, а до этого - Святым.

    Любопытно, что в двенадцатом столетии Пираллахи являлся не островом, а полуостровом, так как уровень воды в Каспии был намного ниже. Но в начале XIV века после сильного землетрясения 1306 года уровень в Каспии повысился примерно на двадцать метров, в результате чего образовались многочисленные бухты.

    Но повышение уровня произошло не резко, как при цунами, а постепенно. Правда, некоторые специалисты считают, что "благодаря" этому землетрясению не уровень Каспия поднялся, а суша опустилась. Как бы там ни было, но многочисленные морские порты оказались затопленными, а так как в это время начала активно развиваться морская торговля, то возникла необходимость построить новый порт.

    Именно в районе современного селения Дюбенды напротив Пираллахы порт и был построен. Позже порт этот несколько раз переносился из-за изменения уровня моря - он был то северо-западнее, то юго-восточнее, археологи отмечают минимум три места, где он в разное время располагался. Многочисленные средневековые путешественники, историки и географы неоднократно отмечали в своих трудах наличие этого порта, который в те времена назывался "АПшерон" (от древнешумерских слов "апш", что означало "земля, берег", и "хэрон" - "проход к берегу").

    - А почему в итоге целый полуостров стали называть именем порта?

    - Это очень любопытная история! Это название - Апшеронский полуостров- стало названием всего полуострова по ошибке картографов. Дело в том, что русские топографы, точнее, гидрографы, изучавшие береговую линию Каспия и его дно и составлявшие в 40-60-х годах восемнадцатого века карты, основное внимание уделяли мысам, бухтам и тому подобному, и писали их названия исключительно в "море".

    Названия же "сухопутных" топонимов писались где придется. Так и название "Апшерон" за неимением места на "суше" было вынесено картографом в "море". В девятнадцатом веке, после присоединения Азербайджана к Российской империи и переиздания карт, переписчик посчитал, что "Апшерон" - это название целого полуострова. А это было всего лишь названием порта в местности Дюбенды. Вот так ошибка картографов закрепилась в картах.

    - А что означает топоним "Дюбенды"?

    - Слово "Дюбенды" в переводе с фарси означает "Две стены". Видимо, порт, охранявшиеся с моря фортами, имел еще и две какие-то стены со стороны суши. Их, правда, так до сих пор и не наши, но названия населенным пунктам никогда и нигде просто так не давались, так что стены, скорее всего, все-таки были.

    Тот факт, что названия не давались просто так, подтверждает, например, и название соседнего селения - Келезах. В нем "зашифрована" некая "Большая пещера". Пещеры там сегодня тоже нет, осталось лишь несколько гротов, внутри которых на скалах имеются многочисленные древние изображения животных - козлов и быка. Подобные изображения (включая Гобустан) обнаружены археологами по всему северо-восточному побережью Каспия. Это говорит о развитой культуре "гобустанского" периода, что подтверждают и многочисленные кромлехи в районе городища Келезах, которые в свое время обнаружил руководитель абшеронской археологической экспедиции Идрис Алиев.

    Кромлехи - круглые сооружения диаметром тринадцать, иногда шестнадцать метров - это остатки культуры новокаменного века, принадлежавшие религиозному культу олоратрии. (Кстати, диаметр цирковой арены во всех странах - именно тринадцать метров.) Согласно культу олоратирии человек поклонялся необычной формы скалам, камням, вершинам гор и создавал из камня многочисленные сооружения.

    В основном, круглые - как символ солнца. Самым известным отголоском этой культуры является Стоунхендж. Еще одной характерной чертой этой религии было строительство капищ на вершинах гор, так как вершинам также поклонялись, считая, что чем ближе к небесам, тем ближе к богам. Подобные сооружения можно встретить от Японии до Шотландии - так был популярен этот культ. Он был самым древним на земле.

    - Дольмены в Гала тоже есть?

    - Да, кроме кромлехов, на территории Гала можно встретить и дольмены, от самых маленьких до гигантских, сложенных из многотонных глыб. Подобные кромлехи и дольмены встречаются по всему Кавказу: они есть в Гобустане, Абхазии, Адыгее, в Талышских горах... Любопытно, что одним из признаков мест, где могут встретиться подобные древние капища, это наличие менгиров - торчащих из земли больших камней. На Абшероне в районе селения Дюбенды менгиры встречаются до сих пор.

    Другие отголоски культа поклонения камням - это чашеобразные углубления в скалах, на которые также можно посмотреть в заповеднике Гала. Мы можем видеть углубления двух видов: беспорядочные и со строго организованным геометрическим или иным рисунком. Диаметр углублений колеблется от одного до трех сантиметров, однако есть и большие "ямки" - с диаметром в десять-пятнадцать сантиметров. Правда, эти скальные углубления упорядоченного рисунка уже не составляют. Историки предполагают, что это были ритуальные камни эпохи культа "олоратрия".

    Кроме дольменов, очень интересными объектами для изучения являются в Гала схематические изображения человека в виде прото-скульптур. Эти "скульптуры" ничем не напоминают так называемых "тюркских баб", так как относятся к дотюркскому периоду - эпохе перехода неолита к бронзовому веку. Эти "скульптуры" представляют собой условные человеческие фигуры с приставной головой в виде большого камня- шара. Предполагается, что стояли эти изваяния на месте неких судилищ, где наказывали провинившихся членов племени. Человека приговаривали к условному отсечению головы, палач сбивал с изваяния голову-шар, таким способом производилась виртуальная казнь. Провинившийся понимал, что если он совершит преступление еще раз, то будет казнен уже в действительности. Но это, конечно, лишь предположения.

    Любопытно, что на территории современного Азербайджана отголосков этой "каменной" культуры больше нет нигде, кроме как на Абшероне и на границе Ордубадского района. Есть еще подобные изваяния Кафанском районе Армении возле Гамигая. Видимо, эта культура была распространена на протяжении всей горной системы Альпийской складчатости.

    На территории Гала есть и еще одни древние следы этой исчезнувшей цивилизации - так называемые "гая йоллары", то есть "скалистые пути". Подобные следы имеются еще на Сардинии, там они называются "леи". Апшеронские леи представляют собой продолбленную в скалистом грунте колею шириной метр, метр двадцать и глубиной пятнадцать сантиметров. В старину по этим колеям ездили повозки, которые тащил ослик - основное гужевое средство передвижения.

    - А зачем были нужны такие колеи?

    - Ослику с его маленькими копытами трудно ходить по песку, поэтому люди искали выходы скальных пород на поверхность, и ослик ходил уже там. Там было и удобнее, и быстрее. Но и по неровным скалам ходить тоже трудно, можно сбить копыта. Поэтому скалистый грунт начали выравнивать. Так строились прототипы современных дорог. Но и по таким "дорогам" ездить было не очень удобно - повозка скользила на голых камнях. Вот и додумались сделать такие "рельсы наоборот": в колеи вставлялись колеса, и ослик спокойно шел. Предполагается, что и на Сардинии леи имеют такое же происхождение.

    На Абшероне леи имеются между Гала и местечком Зиря, между Зиря и селением Тюрканы. Такие же пути существовали между селением Зых и островом Наргин, когда он еще был полуостровом. Доходят они и до Биби-эйбат. Предполагается, что подобное ослиное сообщение существовало по всему Абшеронскому полуострову.

    - Получается, что Гала - это одно из древнейших селений на Абшеронском полуострове?

    - Да, одно из древнейших и крупнейших. Историки, да и местные жители утверждают, что оно существует с XIV-XV веков нашей эры. Кстати, этнический состав местных жителей очень разнообразный, как и их диалекты. Такое разнообразие уходит корнями в эпоху Сасанидов, когда была применена тактика чересполосной ассимиляции. Эта тактика была привычной во времена всех завоевателей, начиная от гуннов, Чингисхана, Римской империи и кончая Российской империей. Так что чересполосная ассимиляция - это не открытие нового времени.

    - Что представляет собой эта чересполосная ассимиляция?

    - Неких граждан, так или иначе не угодных властям (по политическим, религиозным соображениям и тому подобное), расселяли на завоеванных территориях. С одной стороны, власти как бы избавлялись от неугодных и отправляли их с глаз долой, с другой стороны, переселенцы делились с местными аборигенами своей культурой и впитывали культуру чужую, осваивая при этом чужие земли. Такую тактику применили и при соединении Азербайджана и Кавказа к Российской империи русские цари: на новых землях давались наделы немецким колонистам, молоканам, духоборам, прыгунам, казакам и всяким другим

    Вот так Гала и оказался заселен выходцами из восточного и северо-восточного Азербайджана, Афганистана, горскими евреями, а также переселенцами из северной Сирии и северо-восточного Ирана - из области Хорасан. Отсюда и разнообразие диалектов.

    - А на каком языке они сейчас разговаривают?

    - Основной язык современных жителей Гала схож с фарси и с таджикским. На этом языке "Гала" звучит намного мягче - "Геле". И тут же, кстати, теряет в этом случае сходство с тюркским словом "кала", "куле", азербайджанским "гала", кот орое означает "крепость". В Гала нет никакой крепости, нет даже следов от нее! Есть, правда, остатки башни, которая на азербайджанском тоже звучит как "гала". Это остатки башни, где хранился огонь, но башня - это не крепость, да и время ее возникновения - IX-XIII века нашей эры, то есть намного позже возникновения самого поселения. Кстати, местные жители утверждают, что "Геле" на их языке - это "место посева зерновых". Так называли свою местность все таты, выселенные Сасанидами с иранских территорий.

    - Но при чем здесь зерновые?

    - Дело в том, что, в отличие от тюрков-кочевников, местное население жило оседлой жизнью, активно занималось земледелием, основной культурой было просо, позже появилась пшеница и рожь. Широко было распространено и скотоводство. Местные жители очень успешно развивали эту отрасль, недаром именно там была выведена самая крупная порода овец в Азербайджане. Вес барана достигает 250 килограммов.

    Здесь же, кстати, выведена и новая порода верблюдов, которую назвали "нар". Не путайте с наром, который гранат. Нар в данном случае - это помесь местных двугорбых и "импортных" одногорбых верблюдов. От каждой породы взяты их лучшие черты, и нар в итоге получился шерстистым, выносливым, спокойным, сильным: эти свойства он взял от двугорбых верблюдов, а крупный размер, высокую удойность, хорошую скорость хода - от одногорбых. Однако уже в третьем-четвертом поколении нар перестает приносить потомство, поэтому возникает необходимость постоянного скрещивания. И жители Гала успешно этим занимаются.

    - Давайте вернемся к особенностям местной архитектуры. Есть у нее какие-то отличия от соседних поселений?

    - Местная архитектура по многим позициям совершенно уникальна. Например, в Гала очень широкие улицы, хотя практически везде в Азербайджане во всех селениях улицы весьма узкие. Кладбище в Гала тоже крайне необычное - оно одно, и огромного размера. По мусульманским традициям в каждом селении кладбищ существует несколько, и они занимают небольшую площадь. На кладбище в Гала находятся древнейшие захоронения еще античного периода в виде подземных круглых камер, перекрываемых огромными каменными кругами. Когда надо, этот круг может сдвигается. Таких захоронений нигде больше на Абшероне нет, как не и кувшинных захоронений, найденных в галинском некрополе.

    Другая необычная особенность Гала тоже связана с кладбищем: на его территории существуют совершенно уникальные овдан - хранилища для воды. Обычно воду на кладбища не проводили и никогда ее там не хранили. Но здесь, в связи с местными геофизическими показателями это было единственно правильным решением: грунт в районе кладбища скалистый, и если пробить в нем емкости, то в них можно было хранить воду, не укрепляя и не цементируя своды. Да и вода в скальных резервуарах дольше оставалась свежей.

    - В других местах селения тоже есть такие хранилища для воды?

    - Такие хранилища есть только на территории кладбища. Но оно и неудивительно: Гала вообще богата пресной водой (что, кстати, и способствовало развитию как земледелия, так и скотоводства), и каждая семья имела свой, персональный колодец. Это тоже является отличной от других селений особенностью. Да и сами колодцы выглядели весьма нестандартно: над каждым возвышалось некое сооружение, завешенное куполом. Таким способом колодцы больше не перекрывались нигде.

    - Эти уникальные колодцы сохранились? Ими можно пользоваться?

    - Да, они существуют и по сей день, ими можно пользоваться, но сейчас к ним подключены насосы, а в древности воду доставали при помощи животных.

    Есть и еще одна особенность: по мусульманским традициям в каждом квартале полагается строить по одной мечети. В Гала же в каждом квартале по две мечети.

    Только в Гала есть круглые нуренги, которые изначально были жилыми домами, перестроенными впоследствии для сельскохозяйственных нужд. Эти уникальные сооружения венчал купол весьма немаленького диаметра - десять-двенадцать метров.

    - Очень любопытно! Ведь купол - одно из самых сложных архитектурных решений!

    - Однако археологические раскопки показывают, что с древнейших времен человек сооружал именно круглые постройки. Специалисты считают, что первые человеческие жилища на всей земле были именно круглые, это уже потом уже человек стал строить себе квадратные жилища. Впрочем, в Гала имеются и эти более позднее квадратные сооружения в виде больших каменных глыб, похожих на дольмены, но с четырьмя стенами и крышей. И стена, и крыша делались из цельных плоских каменных глыб, поставленным на ребро. Их возраст оценивается в десять-пятнадцать тысяч лет.

    Есть там и конические сооружения типа чумов, свойственные кочевникам. Похожие сооружения были у чукчей, у кочевников-монголов, у американских индейцев.

    - А где же на песчаном Абшероне для этого брали дерево? Чумы, вигвамы ведь имели своим каркасом деревянные столбики и ветки.

    - На Абшероне эти круглые шалаши строились без помощи каркаса из веток - вы правильно заметили, здесь с растительностью всегда было тяжело. Но выход был найден: для перекрытий использовались шкуры животных, которые потом обмазывались глиной. Получался дом, хорошо хранящий тепло, тем более что одна треть такого дома опускалась ниже уровня земли, и получались полуземлянки, получумы.

    - Чем занимались древние жители Гала?

    - Прежде всего земледелием. Проживая весьма обособленно от остальных селений (которых вокруг Баку было тридцать одно), они бережно сохраняли свою земледельческую культуру. Можно даже сказать, что Гала был центром земледельческой культуры всего Абшеронского полуострова, а впоследствии и Бакинского ханства.

    Подтверждает эту теорию и самая большая во всем Азербайджане коллекция молотильных досок. В заповеднике Гала их собрано 32 штуки. Любопытно то, что все они разной формы и размера. Самая характерная форма молотильной доски - в виде огромной лыжи, верх которой сделан из твердых пород деревьев, а низ - из привозных твердых минералов: кремния, базальта, обсидиана. Молотьба осуществлялась просто: по гумну, на которое было рассыпано зерно, ходила лошадь, впряженная в тяжелую молотильную доску; доска исполняла роль мельничного жернова.

    - А ремесла в Гала были развиты?

    - Да, и очень широко. Ремесла были самые различные: кузнечное дело, ковроткачество, портновское искусство, гончарное ремесло и многие другие. И это было закономерно. Начнем с ковроткачества. У скотоводов всегда наблюдалось наличие излишков шерсти, это не могло не повлиять на развитие этого ремесла. В Гала оно было на высочайшем уровне.

    Прекрасно было развито и кузнечное дело. Это хорошо понимаешь, когда видишь мастерскую кузнеца или дом небогатого галинца. Холодильником и помещением для хранения продуктов у него служили глубокие ямы, вырытые в земле. Яма сверху накрывалась кованой решеткой, к которой привязывалась металлическая цепь. На эту цепь вешали продукты и опускали в яму. Так продукты оставались в целости и сохранности, их не уничтожали грызуны, которые не умеют бегать по цепи.

    - Очень грамотное решение! Почему до него сейчас не додумываются проживающие в сельской местности?

    - Видимо, потому, что мы что-то теряем на своем пути к цивилизации...

    - И на все эти исторические памятники можно в заповеднике посмотреть?

    - Да, все исторически памятники на территории заповедника бережно охраняются и реставрируются, как, например, мечети. До сих пор на территории заповедника функционирует баня, построенная в шестнадцатом веке. Оборудование и планировка бани остались такими же, какими были почти пять веков назад. Из современных новшеств - лишь водопровод и электричество.

    В заповеднике можно посмотреть и на дом богатого галинца. Это совершенно необычное сооружение. Говорят, что некий галинец в конце восемнадцатого столетия, имея огромную конюшню (двенадцать метров длины и три-четыре - ширины) решил от нее избавиться и превратить в гостевую комнату. Что и было благополучно сделано. Теперь мы имеем уникальную комнату с уникальным интерьером. Ничего похожего нет нигде на Абшероне.

    - Насколько я знаю, такие интересные истории вы можете рассказать чуть ли не о каждой достопримечательности нашей страны. Это все уникальные знания! Мне кажется, вам стоит обязательно написать об этом книгу!

    - Такие планы у меня есть. Но есть и большое "но": все упирается в средства. Если я найду спонсора, такая книга обязательно будет написана. Без ложной скромности скажу, что она будет очень нужной. Причем не только для молодого поколения, которое не очень-то интересуется историей и различными тайнами своего прошлого. Она будет интересна и для многочисленных туристов, которых с каждым годом в Азербайджане становится все больше. А большинство туристических проспектов дают лишь поверхностные знания.

    - Но ведь есть еще и Интернет?

    - Сведения, что есть в Интернете, зачастую грешат неточностью. Информация, данная на туристических сайтах, берется из самых разных источников, и не всегда эти источники составлены людьми компетентными, историками или этнографами. Ваши братья- журналисты тоже не стремятся проверять информацию, которую они публикуют на своих страницах. А если эту книгу дополнить качественными фотографиями, она могла бы стать не только полезной, но и красивой.

    - Может быть, прочитав это интервью, чиновники из Министерства культуры и туризма заинтересуется идеей?

    - Очень бы хотелось в это верить!

    ВУЗы Ростова

    Если вы планируете поступать в негосударственные ВУЗы Ростова-на-Дону, тогда стоит просмотреть и анализировать информацию о каждом ростовском вузе в отдельности. Здесь вы можете просмотреть полный список вузов Ростова-на-Дону,...

    Развалины Пума Пунку

        В Боливии на плато Альтиплано, недалеко от озера Титикака и загадочного древнего города Тиауанако, расположены развалины Пума Пунку. Это название переводится с местного языка кечуа как «врата (или дверь) пумы»....

    Тайны Бешбармага

          Азербайджан богат на интереснейшие, загадочные и таинственные места, которые хочется посетить. Одно из таких мест - Бешбармаг....

    Мекка для туристов

        Не откроем никакой Америки, если скажем, что Азербайджан - это Мекка для туристов. Причем как иностранных (о чем говорят последние сводки, отражающие рекордное количество арабских туристов), так и для местных. Можно...

    Экскурсионный туризм

        Экскурсионный туризм всегда привлекал внимание туристов. Оно и понятно - где как не в таких турах, прогулявшись по улицам самых старых европейских городов, можно ощутить дыхание древней истории, прикоснувшись к...

    Подземные города

        Так уж получилось, что белых пятен на карте Земли давно не осталось. А вот туристов, которым подавай что-нибудь эдакое, - сколько хочешь. Может быть, таким интересующимся чем-то необычным и неизведанным отправиться...

    Загадочная цивилизация острова Пасхи

        Археологи изучили наконечники копий с острова Пасхи и пришли к выводу, что загадочная цивилизация, оставившая нам сотни каменных истуканов на этом острове, вряд ли могла исчезнуть в результате военного конфликта....

    Доставка цветов и ее возможности

    Любимым людям хочется постоянно делать приятное. Их радость – это то, ради чего стоит жить. Вызывать улыбку любимой порой весьма непросто, однако сердце даже самой неприступной красавицы обязательно растает от букета красивых и...

    Открытие бакинского участка Закавказской железной дороги

        Баку, как известно, издревле расположен на пересечении торговых путей - морских и сухопутных. Поэтому неудивительно, что когда стали появляться железные дороги, в Баку был построен железнодорожный вокзал. Однако не...

    Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 20-летие

        В этом году Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 20-летие. И пусть все начиналось на чистом энтузиазме и желании сохранить нашу неповторимость, уникальность и самобытность всех народов и этносов, проживающих на...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика