Мстера лаковая миниатюра

    Раздел: Новости Дата публикации: 19-12-2016, 22:14
    Мстера лаковая миниатюраИконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в 17 в. и к середине 18 в. распространилось в Богоявленской слободе Мстера, став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С. А. Суслова, И. П. Догадина и В. А. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы 18-19 вв. определялся запросами старообрядцев, стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы 16 в. и Русского Севера — так называемые «северные (поморские) письма». Для икон этого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей.

    К началу 19 в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах — Румынии, Сербии, Болгарии.

    Большую роль в развитии искусства мстерских иконописцев сыграл ученый, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев, выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. В конце 1850 — начале 1860-х гг. он открыл в селе Сарское-Татарово близ Мстеры сельскую литографию, где печатал лубочные картинки, «Альбомы русских древностей». Печатные рисунки на темы русских сказок, песен, былин, житий святых расписывались на дому женщинами и детьми. И. А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла, достигшего к середине 19 в. своего наивысшего расцвета.

    На волне всеобщего интереса к национальному культурному наследию, характерному для русского общества того времени, возрос спрос на иконы мстерского письма. Иконописцы Богоявленской слободы приглашались в Москву, Петербург, Новгород для реставрации древнерусских икон и росписи храмов. Выходцы из Мстеры братья Чириковы, М. И. Дикарев, В. А. Гурьянов открыли в Москве собственные иконописные мастерские, пригласив на работу в древнюю столицу наиболее талантливых своих земляков. Эти мастерские, выпускавшие дорогие иконы, написанные в стиле древнерусской живописи, выполняли заказы императорского двора и богатых старообрядческих семейств. Тут подробнее про мстера лаковая миниатюра.

    В начале 20 в. в связи с широким развитием производства печатных икон, иконописный промысел в Мстере, как и в других живописных центрах, резко пошел на спад. Особенно остро вопрос о необходимости поиска новых форм выражения древней живописной традиции, веками сохранявшейся в искусстве многих поколений мстерских мастеров, встал в послереволюционные годы.

    В 1923 мстерские иконописцы А. Н. Куликов, Н. П. Клыков, А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, В. Н. Овчинников, Е. В. Юрин и А. М. Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи», попытавшись перенести свое искусство на украшение деревянных точеных изделий — солонок, тарелок, матрешек, коробочек и т. д. К 1930-м гг. ими была освоена технология изготовления изделий из папье-маше, заимствованная у мастеров старейшего в России центра лаковой миниатюры — подмосковного Федоскина. Покрытые черным лаком шкатулки, бисерницы, ларчики стали расписываться темперными красками, растертыми по древнерусскому способу на яичном желтке с добавлением воды и кваса. Сохранилась и стилистика древнерусской иконы — стройные пропорции фигур с небольшими изящными головами, условное изображение пейзажа с горками-площадками и т. д. Сохранив принципы иконного письма, мстерские миниатюристы обратились к темам крестьянской жизни, русского песенного и сказочного фольклора.

    В отличие от другой русской лаковой миниатюры, основанной на древнерусской иконописной традиции (Палех и Холуй), в мстерской миниатюре особую роль играет пейзаж, написанный мелкими узорными мазками на фоне сияющего голубого неба. Пространство строится несколькими живописными планами и имеет глубину. Написанную на поверхности шкатулки композицию обрамляет тонкий изящный орнамент, выполненный твореным золотом, ковровая цветочная роспись часто покрывает боковые грани ларцов и шкатулок. Цветочный орнамент, близкий декоративной росписи 17 в., может играть в мстерской миниатюре и самостоятельную роль, украшая крышки изделий.

    Портреты никогда не потеряют своей актуальности

    Портрет в живописи — форма изображения человеческого облика, в котором лицо является центральной частью изображения. Традиционно, изображают лицо и плечи либо человека в полный рост. Есть несколько разновидностей: традиционный,...

    Любые строители Украины на сайте vserabotniki.com

    Найти бригаду плотников, каменщиков или других строителей можно здесь. Для поиска мастеров и размещения строительных заказов и создавался портал «Все работники». Воспользоваться его информацией, размещенной на портале могут все...

    Ресторан Эларджи - грузинская кухня в Москве

    Грузинская кухня пользуется большой популярностью в Москве. Наиболее известные рестораны, где можно отведать традиционные блюда грузинской кухни, приготовленные руками настоящих мастеров кулинарии, носят название Эларджи. Здесь...

    Лидер в производстве электрооборудования

    Компания ВДЛ более 8 лет осуществляет комплексные поставки электрооборудования, электротехнического оборудования, электроустановочных, светотехнических и электромонтажных изделий, электромонтажного инструмента и кабельной...

    Здесь делают лучшие украшения в Украине

    История знаменитого своими непревзойдёнными изделиями Киевского ювелирного завода насчитывает почти 80 лет. КЮЗ был основан в далёком 1936-м году. Сначала это была небольшая мастерская по ремонту часов, в которой по...

    Мебель из Индии достояна махараджей

    Начиная с древнейших времен дерево, было частью индийской жизни и культуры. Индия как будто музей изысканных экспонатов деревообробного ремесла. Огромное культурное и этническое разнообразие породило многообразие мотивов, методов...

    Типографии сегодня играют важную роль

    Виды типографий и их услуги Понятие "полиграфия " понимают по - разному. Прежде всего, это отрасль промышленности, занимающаяся тиражированием печатной продукции. Однако слово "полиграфия" можно понимать и в более широком...

    Древний город в Болгарии

    Болгарский город Несебр – один из самых древних городов Европы, который основан был еще три тысячи лет назад. Город входит в список объектов мирового наследия: в 1983 году ЮНЕСКО взял его под свою эгиду, с 1956 года Несебр –...

    Малахит

    Единственным из зелёных самоцветов, который имеет рисунок с узорами, считается малахит. Благодаря тому, что в составе камня находится медь, малахит имеет своеобразную окраску. Малахит приобретает натечные и почкообразные массы, в...

    Румбокс - кукольная реальность

    Румбокс, это вариант миниатюры, по сравнению с изготовлением классического кукольного дома, румбокс гораздо проще и быстрей. Как правило изготовление кукольного дома требует вложения колоссального количества времени и сил на...

О сайте

...

автор: bakiev_dv@mail.ru основан на базе фремворка Bootstrap Version 2.2.2, 2013 год.
Яндекс.Метрика